Формирование пространственных представлений у учащихся начальных классов

Курсовая работа, в ходе которой проанализировав методическую литературу по проблеме исследования была раскрыта сущность, особенности пространственных представлений младших школьников; выявилено, способствует ли геометрический материал и задачи на конструирование формированию пространственных представлений; изучиены условия формирования пространственных представлений младшего школьника.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.10.2022
Объем файла
83 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы является способность к ориентировке в пространстве.
Трудно назвать хотя бы одну деятельность человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло существенной роли. Оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет все виды учебной деятельности.
Проблема ориентации учащихся в начальных классах в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений.
Уроки математики предоставляют педагогам возможность сформировать пространственные представления у учащихся в начальных классов посредством работы с геометрическим материалом, решения текстовых задач, изображения предметов на плоскости.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАНИЙ ОБ ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………………………………..5-14
1.1 Проблема формирования пространственных представлений у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………….5-9
1.2 Особенности формирования пространственных представлений у младших школьников ………………………….……………………………10-13
Вывод по первой главе……………………………………………………14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………………………..…………………………………………15-32
2.1 Развитие пространственных представлений младших школьников посредством решения задач на конструирование………………..………15-22
2.2 Геометрический материал как средство развития пространственных представлений учащихся начальной школы……………………………….23-31
Вывод по второй главе……………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………33-34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………35-37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Аргинская И. И. Математика: учебник для 2 класса: в 2 ч./ И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2010. – 90 с.
2. Асланян И.В. Методика контроля развития пространственного мышления учащихся 5-6 классов средней школы при изучении геометрического материала с позиции фузионизма: дисс. …канд. пед. наук: 13.00.02/ И.В. Асланян. – Ставрополь, 2015. – 151с.
3. Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В., Полевщикова, А.М. Методика преподавания математики в начальных классах/ Под ред. М.А. Бантовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2011. -335 с.
4. Белошистая, А.В. Развитие пространственных представлений и пространственного мышления младших школьников /А.В. Белошистая. - М.: Линка-Пресс, 2014. - 160 с.
5. Бобылкина, В.П. Обучение элементам конструирования и расчета на уроках трудового обучения и математики в 1-3 классе/ В.П. Бобылкина. - М.: Просвещение,2012. - 193 с.
6. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст /Л.А. Венгер. - М.: Просвещение,2016. - 365 с.
7. Волкова С.И. Математика и конструирование: тематическое планирование /С.И. Волкова // Начальная школа – 2015. –  № 8. – С. 25-34.
8. Гончарова М.А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления / М.А. Гончарова –  М.: Антал,2014. –  136 с.
9. Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии. /В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин –  М.: Педагогика-Пресс,2016.– 106 с.
10. Елецкая, О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей/О.В. Елецкая. - М.: Школьная Пресса, 2017. – 78 с.
11. Калинина, Г.П. Конструирование как способ изучения геометрии в начальных классах./Г.П. Калинина // Наука и образование. - 2010. - №1.-С. 30-34.
12. Карпова, Е.В. К вопросу о восприятии пространства / Вестник Челябинского государственного университета. – 2016. - 13. - С. 34-36, 2009.
13. Меликян З. А., Ахутина Т. В. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития // Школа здоровья.- 2016. – № 1. —С. 28–36.
14. Мухина, Т.Г. Психология и педагогика/Учеб. пособие. — Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. — 227 с.
15. Павлов, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. -  М.: Школьная Пресса, 2016. — 60 с. 
16. Поддъяков, Н.Н. Конструирование из строительного материала/ Н.Н. Поддъяков. - М.: Педагогика,2015. - 254 с.
17. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина //Начальная школа. – 2015. - №1. –( С. 60-64.)
18. Пылаева, Н. М. Трудности зрительно-предметного восприятия: диагностика и коррекция // Школа здоровья. – 2015. – № 4. – С. 42.
19. Пышкало, А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах/А.М. Пышкало. - М.: Педагогика,2014. - 207 с.
20. Судиловская, А.В. Проблема формирования пространственных представлений у младших школьников/ А.В. Судиловская // ВесТИ БДПУ. – 2014. – № 4. – С. 12 - 15.
21. Тарасова, О.В. Роль наглядной геометрии в обеспечении приемственности при обучении математике/О.В. Тарасова // Начальная школа. - 2018. - №5.-С. 81-83.
22. Шадрина, И.В. Геометрия в начальной школе 1 класс /И.В. Шадрина. - М.: АСТ-ПРЕСС Школа, 2016. - 48 с.
23. Ярцева, В.Н. Психологический энциклопедический словарь/ Е.В.Ярцева //Научно-редакционный совет издательства «Советская энцеклопедия. 
24. Якиманская И.С. Методы исследования невербального мышления//Сборник тестовых методик/ Под ред. И.С.Якиманской. - М.: Фолиум, 2012. - 68 с.

 

Выполнение заданий предполагается с учетом индивидуального и дифференцированного подхода. Для более слабых учащихся могут быть предложены детали - образцы геометрических форм в готовом виде. Могут быть даны модели геометрических фигур в качестве опоры - для сравнения с формами, которые дети получают как промежуточный результат действий. Учителем может быть оказана индивидуальная помощь в отборе деталей, определении их формы, изготовлении деталей.
Одним из важных направлений изучения элементов геометрии в начальной школе, начиная с 1-го класса, является работа с объемными телами (как в виде реальных предметов, окружающих учеников в трехмерном пространстве, в котором они существуют, так и в виде моделей пространственных фигур - цилиндра, конуса, шара, призмы, пирамиды).
Во 2-м классе продолжаются все начатые в 1-м направления работы с объемными телами, но постепенно происходит расширение в сторону детального рассмотрения моделей пространственных фигур. В процессе изучения дети знакомятся с понятиями «основание», «ребро», «вершина», «грань», «поверхность», «боковая поверхность».