Деятельность социального педагога по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Выпускная квалификационная работа, в которой разрабатывается социально-педагогическая программа по взаимодействию дошкольного учреждения с семьями воспитанников, цель которой выстроить доверительные отношения с семьями, прийти к наивысшей точке взаимодействия – содружество, то есть единство взглядов, интересов, открытость навстречу друг другу.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.10.2022
Объем файла
2740 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1920 руб.
2400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Главной целью работы дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой задачи невозможно в отрыве от семьи. Ведущие цели взаимодействия детского сада в лице социального педагога с семьей – это создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, социально-благополучный микроклимат в семьях воспитанников, повышение компетентности родителей в области соблюдения прав детей.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение3

Глава I Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.7

1.1 Сущность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в социально-педагогическом контексте.14

1.2  Деятельность социального педагога по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.15

Глава II Эмпирическое исследование по выявлению эффективности социально-педагогического взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников.23

2.1 Исследование проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения №8 « Аленушка»……………………………...23

2.2 Программа социально-педагогического  взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников…………………….30

Заключение……………………………………………………………………….43

Библиографический список……………………………………………………..46

Библиографический список

1.Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного  учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с .139-141.
2.Аверьянова О.В. Детский сад и семья – единое пространство / О.В. Аверьянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – № 5. – с . 98.
3.Антипова Е. В.Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. – 2012. –  № 1(8). – С. 34-37.
4.Арнаутова Е.П. Социальное самочувствие семьи.// Дошкольное воспитание. – 2004. –№6. – с. 57.
5.Арнаутова Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи – стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 1. – с. 4-13.
6.Арнаутова,  Е.  П. В гостях у директора: беседы с руководителем 
дошкольного  учреждения  о  сотрудничестве  с  семьей  [Текст]  /  Е.  П.  Арнаутова. – Москва: Линка-Пресс.– 2004. – 208 с.
7.Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьёй.// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004.–  №5. – с. 28.
8.Басалаева,  Н.  В.  Психолого-педагогическое  взаимодействие участников  образовательного  процесса  [Текст]  :  учеб.  пособие  /  Н.  В. Басалаева, Т.  В. Казакова, Ж.  А. Левшунова.  –  Красноярск: Сиб. федер. ун-т .–2015. – 127 с.
9.Беляева, Н. Л. Работа социального педагога с различными типами семей: учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и психологии / Н. Л. Беляева. – Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет.– 2013. – 85 c. 
10.Березина Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 8.– с. 104- 112.
11.Борохович Л. Ю. Педагогический журфикс: методическая поддержка взаимодействия педагогов с семьей / Л. Ю. Борохович // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2016. – № 5. – с. 93-104.
12.Веригина М.Т., Кучеровская Н.А. Характер влияния детско-родительских отношений на формирование личности ребёнка// Психология, социология и педагогика. – 2015. –№ 10.
13.Взаимодействие детского сада и семьи в социальном развитии ребенка: сборник научных трудов / Институт педагогики и психологии образования. – М.: МГПУ, 2011. – 159 с.
14.Гузова,  О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями  [Текст]  /  О. В. Гузова // Молодой ученый. – 2017. – №43. – с. 103-105.
15.Гиенко, Л. Н. Технология работы социального педагога с семьями группы риска: учебное пособие / Л. Н. Гиенко. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет.– 2016. – 187 c. – ISBN 978-5-88210-820-4. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS. 
16.Горина Л.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие успешного развития ребенка / Л.В. Горина // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тольятти: Гуманитарный институт, ТГУ. – 2012. – с. 52.
17.Григорьева  И. Е. Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей при реализации социально-коммуникативного компонента / И. Е. Григорьева // Челябинский гуманитарий. – 2015. – № 1 (30). – с. 62-65.
18.Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Сфера.– 2013.– 197с. 
19.Гладкова  Ю.  А.  Технологии  педагогического  общения  с родителями [Текст] / Ю. А. Гладкова, М. Н. Баринова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – №2. С. 22-24.
20.Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития детского сада. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
21.Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. [Текст]:     Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание.– 2015. – №1. – с. 41-49.
22.Елкина  Н.  В.  Формы  взаимодействия  педагога  с  родителями  в условиях современного детского сада [Текст] / Н. В. Елкина, И. В. Булатова // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI  века:  социальное  развитие  детей  дошкольного  возраста: сборник научных  трудов  1-ой  всероссийской  научно-практической конференции  с международным  участием  /  Т.  И.  Никифоровой,  Т.  И. Гризик,  Л.  А. Григорович. – 2015. – С. 274-277.
23.Зуева Т.  В.  Взаимодействие  ДОУ  и  семьи  в  рамках  введения ФГОС  [Текст]  /  Т.  В.  Зуева  //  Труды  Братского  государственного университета.   Серия:  Гуманитарные   и   социальные    науки.    –  2015. – Т.1. – С. 87-89.
24.Зверева О. Л.Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. – № 4. – С. 74-83.
25.Зверева  О.  Л.  Развитие  содержания  и  форм  педагогического просвещения родителей дошкольников [Текст] : Монография. / О. Л. Зверева. – М.: НИИ Школьных технологий, 2011. – 82 с.  
26.Иванова И.  В.  Вовлеченность  родителей  в  педагогический процесс  современного  ДОО  [Текст]  /  И.  В.  Иванова,  Н.  С.  Воробьева  // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 7. – С. 59-61.
27.Кенда  Л.  В.  Требования  к  современному  педагогу  ДОО  в процессе  взаимодействия  с  семьями  воспитанников  [Текст]  /  Л.  В.  Кенда  // Актуальные  вопросы  психологии  и  педагогики  в  современных  условиях сборник  научных  трудов  по  итогам  международной  научно-практической конференции. – 2017. – С. 120-123.
28.Коджаспирова Г. М. Общие основы педагогики: учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 151 с.
29.Коржуев А. В. Основы научно-педагогического исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Коржуев, Н. Н. Антонова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 177 с.
30.Коротаева  Е.  В.  Основы  педагогики  взаимодействий:  теория  и практика:  монография  [Текст]  /  Е.  В.  Коротаева  –  Екатеринбург:  Изд. УрУПУ, 2013.  – 203 с.
31.Карнаухова М. В.Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей / М. В. Карнаухова // Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. – 2010. – № 2. – С. 68-74.
32.Карцева  Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учеб. пособие / Л. В. Карцева. – 2-е изд. – М.: Дашков и К.– 2012. – 224 с.
33.Кокоева  А. Т. Формирование педагогической культуры родителей / А. Т. Кокоева. – Владикавказ, 2013. –122 с.
34.Копытова А. В. Системный подход в личностно-ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников / A. В. Копытова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 14. – С. 61-63.
35. Кротова  Т.  В.  Развитие  профессиональной  компетентности педагога  дошкольного  образовательного  учреждения  в  сфере  общения  с родителями  воспитанников  [Текст]:  автореф.  дисс.  канд.  пед.  наук: 13.00.07 / Т. В. Кротова. – М.: ГОУ ВПО «МПГУ», 2005. – 80 с.
36.Кротова  Т.В.  Оценка  уровня  взаимодействия  ДОУ  и  семьи  [Текст]: Сборник научных трудов – М.: Изд-во МПГУ, 2014.
37.Лазаренко Е. Н. Формы работы дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников / Е. Н. Лазаренко. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 29 c. – ISBN 2227-8397. –Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS.
38.Лебедева К. А. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода / К. А. Лебедева // Современные проблемы науки и образования. –2014. – № 6. – с. 84.
39.Любчик  С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи / С. А. Любчик // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013. – № 6. – с. 36-47.
40.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: полный курс. М.: Гардарики, 2011. – 271 с.
41.Мудрик,  А.  В.  Социальная  педагогика  [Текст]:  Учеб.  для  студ.  пед. вузов  /Под  ред.  В. А.  Сластенина. – М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2013.  – 200 с.
42.Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. – М.: Айрис-пресс, 2006.
43.Никольская О.Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование / О. Д. Никольская // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2012. – № 10. – с.95-98.
44.Нечаев М.П. Эффективные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников [Текст] / М.П. Нечаев // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – №4. – с. 718-725.
45.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова. –  Москва: А Темп, 2013. – 865 с.
46.Петрикевич А.А. Детский сад и семья: модели взаимодействия / А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская // Актуальные проблемы социально-психологической помощи семье: теория и практика: материалы междунар. науч.- практич. конф. — Минск: ММОЦ, Бел. Фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы - детям», 2011. – с. 39.
47.Педагогическое взаимодействие с детским садом: методическое пособие / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
48.Рублева  Ю.  Ю.  Сущность  педагогического  взаимодействия  как 
фактора развития всех участников воспитательно-образовательного процесса
[Электронный ресурс]  // Интернет-журнал «Мир  науки» 2016.  –  №3– с. 1-18.
49.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2014. – 412 с.
50.Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.– 88 с. 
51.Социальное  взаимодействие  в  различных  сферах  жизнедеятельности:  Материалы  III  Международной  научно-практической  конференции  / Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. – СПб.: Экспресс, 2013. – 488 с.
52.Словарь по социальной педагогике /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368 с.
 53.Социальная педагогика /Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
54.Садыкова Л.Р. Технологии работы социального педагога в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие для подготовки бакалавров (профиль «Психология и социальная педагогика»)/Л.Р.Садыкова. - Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. – 58 c. 
55.Сидорова А. А. Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО / А. А. Сидорова // Управление ДОУ. –2015. – № 2. – c. 64-84.
56.Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. –  Пермь: Меркурий, 2012. – с. 71.
57. Ушаков  Д.  Н.  Толковый  словарь  русского  языка  [Текст]  /  Под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2000.
58.Федеральный  государственный  образовательный  стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  (Минобрнауки  России)  от  17  октября  2013  г.  N  1155  179  г.  Москва [Текст] // Российская газета. – 2013. от 25 ноября.–№6241. – с. 2-9.
59. Черкасова О.В. Психолого-педагогические подходы к работе с родителями / О.В. Черкасова // Вестник Самарского государственного университета.– 2014.– №9.– с.227.
60.Черкунова Е.А. Взаимодействие ДОУ, семьи и социума: проблемы, опыт, перспективы. Материалы XII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». – СПб.: Речь, 2015. – С.247-250.

Принимать меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников.
Организовывать различные виды социально значимой деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвовать в их разработке и утверждении.
Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивать охрану их жизни и здоровья.
Дошкольное образовательное учреждение обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка.