Логопедическая коррекция недостатков лексики, отражающей временные представления у дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Своевременное формирование лексической стороны речи ребенка является важным условием его полноценного речевого и психического развития, так как язык и речь реализуют ведущую коммуникативную функцию в развитии речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Проблема развития лексики интересовала многих отечественных исследователей, среди которых были Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева.
Исследователи отмечают трудности в восприятии времени и относительно позднее развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени как объективной реальности. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные представления в силу их относительного характера.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ, ОТРАЖАЮЩЕЙ ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ………………………………. 6
1.1. Лексика, отражающая временные представления дошкольников ……. 6
1.2. Особенности лексики, отражающей временные представления
дошкольников с нарушенным речевым развитием……………………............ 10
1.3. Анализ методических подходов по формированию лексики временных представлений дошкольников ………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЛЕКСИКИ, ОТРАЖАЮЩИЕЙ ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ …………………………... 18
2.1. Организация и методы исследования недостатков лексики,
отражающей временные представления дошкольников с нарушенным
речевым развитием……………………………………………………………… 18
2.2. Анализ сформированности лексики, отражающей временные
представления дошкольников нарушенным речевым развитием…………. 22
2.3. Содержание логопедической работы по коррекции лексики,
отражающей временные представления дошкольников с нарушенным
речевым развитием................................................................................................ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………….. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н. П. Аникеева. – Москва: Просвещение, 2003. – 144 с.
2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: «СОЮЗ», 2002. – 479 с.
3. Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника / М. Безруких // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 47 –51.
4. Белкина В. Н. Дошкольное обучение и развитие: воспитателям и ро-дителям / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина. – Ярославль: Академия, 2001. – 256 с.
5. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеря-ков, В.П. Зинченко. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – Москва: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4 / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 2011. – 230 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Москва, 2015. – 156 с.
9. Гильманова Л. В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста / Л. В. Гильманова, Л. А. Штягина, Н. А. Штягина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 2. – С. 57-60.
10. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова. – Москва: АРКТИ, 1999. – 32 с. – URL: https://vk.com/doc68663293_480650710?hash=f5685f65b1ce6bf715&dl=4942c0e23d59236ac6 (дата обращения: 15.12.2021)
11. Дети в России: стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. – Москва: Статистика России, 2009. – 121 с.
12. Ефименко Н. Л. Моделирование как одно из средств развития вре-менных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Н.Л. Ефи-менко, Е. В. Шаталова // Молодой учитель. – 2016. – № 29. – С. 568-570.
13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда 2-е изд., перераб. / Л.Н. Ефимекова. – Москва: Просвещение, 2001. – 112 с.
14. Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В.И. Селиверстовой. – Москва, 2010. – 191с.
15. Инденбаум Е. Л. Основы научно-исследовательской деятельности (для будущих специалистов сопровождения детей с ОВЗ): учебное пособие. – Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. – 171с.
16. Инденбаум Е.Л . Экспресс – диагностика психоречевого развития дошкольников в подготовительной группе / Е.Л. Инденбаум, И.Ю.Мурашова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 62–72.
17. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 144 с.
18. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – Москва, 1985. – 166с. – URL: http://nashsad19.pravorg.ru (дата обра-щения 23.12.2021)
19. Клименченко Д. В. Время. Календарь / Д. В. Клименченко // Начальная школа. – 2001. – № 4. – 23 с.
20. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: Академия, 2000. – 170 с.
21. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт–Петербург: СОЮЗ, 2010. – 220 с.
22. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова. – Санкт-Петербург: Каро, 2006. –160 с.
23. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. – Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2002. – 224 с.
24. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у до-школьников / Е. Н. Лебеденко. – Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2003. – 80 с.
25. Логинова В.И. Формирование словаря / В.И. Логинова // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. – Москва: Просвещение, 2011. – С. 89–115.
26. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. - 3-е изд. – Москва, 2006. – 356 с.
27. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Се-ребрякова. – Санкт–Петербург: СОЮЗ, 2000. – 192с.
28. Луцковская С. Д. Психологические условия становления представ-лений о времени / С. Д. Луцковская // Психолог в школе. – 1999. - № 1. – С. 63 – 73.
29. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ро-стов–на–Дону: «Феникс», 2010. – 448 с.
30. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей в дошкольном возрасте / Т. Д. Рихтерман. – Москва: Просвещение, 2001. – 45 с.
31. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошк. учреждений и шк. различ. типов / И.Н. Садованикова. – Москва: АРКТИ, 2005. – 400 с.
32. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Я. Семаго. – Москва: Айрис Пресс, 2007. – 116 с.
33. Семаго Н.Я. Пространственные представления в речи. Демонстра-ционный материал / Н.Я. Семаго. – Москва: Айрис-пресс, 2006. – 43 с.
34. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию простран-ственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освое-ния программы начальной школы / Н.Я. Семаго // Дефектология. – 2000. – №1 – С. 13-17.
35. Смоленцева, А. А. Формирование временных представлений у до-школьников: конспекты занятий / А. А. Смоленцева // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 6. – С. 10-12.
36. Спирова Л.Ф. Ястребова А.В. Обследование лексического и грамматического строя речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Методы обследования нарушений речи у детей. – Москва, 2012. – С. 34–43.
37. Урантаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урантаева. – Москва: Академия, 2001. – 336 с.
38. Филичева Т.Б. Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чирки-на. – Москва: АЙРИС–ПРЕСС, 2009. – 244 с.
39. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / С.Н. Шаховская // Психолингвистика и современная ло-гопедия. – Москва: Экономика, 2013. – С. 58–71.
40. Щербакова Е. И. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объёмной модели / Е. И. Щербакова, О. Фунтикова. // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 5. – С. 43-46.
41. Элькин Д. Г. Восприятие времени / Д. Г. Элькин. – Москва: Про-свещение, 2000. – 169 с.
В средней группе следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня, «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию. Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии? И т.д. Чтобы предоставить детям возможность поупражняться, можно на занятиях использовать 2 – 3 сюжетно связанных картинки. Педагог предлагает рассмотреть их, разложить в последовательности. С целью закрепления приобретенных знаний используются различные упражнения и дидактические игры, в которых широко применяются наглядные пособия [6, 7].