Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на индивидуальных и подгрупповых занятиях

В данной ВКР проведен анализ научно-методической литературы по вопросам исследования произносительной системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Изучено состояние произносительной системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.10.2022
Объем файла
174 Кб
Количество страниц
58
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире продолжает оставаться актуальным тема по проблемам коррекции произносительной системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
В поисках ответа по данной проблеме было обнаружено большое число исследований. Работы многочисленных авторов были посвящены теме исследования Гвоздева А. Н., Левиной Р. Е., Мастюковой Е.М., Правдиной О.В., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., и др. Это объясняет, почему так распространено такое нарушение речи, как псевдобульбарная дизартрия.
По данным исследованиям большинство детей старшего дошкольного возраста имеют отклонения в речи. Для того, что бы в будущем дети успешно усваивали образовательную программу в школе, им необходима полноценная речь.
Для детей с псевдобульбарной дизартрией необходима логопедическая работа в дошкольном учреждении, но что бы правильно подобрать коррекционную работу логопеду необходимо знать, все особенности детей с дизартрией, и чем они отличаются от детей, у котор

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСУ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТИЕЙ 7

1.1 Онтогенез произносительной системы речи у детей дошкольного возраста 7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией 12

1.3 Характеристика произносительной системы речи у детей с псевдобульбарной дизартрией 15

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСИТЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 20

2.1. Цель, задачи и методики исследования произносительной системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 20

2.2. Анализ результатов исследования произносительной системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. 24

ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЯ 40

3.1 Принципы и организация логопедической работы по коррекции произносительной системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на индивидуальных и подгрупповых занятиях 40

3.2 Содержание логопедической работы по коррекции произносительной системы речи у детей старшего дошкольного возраста псевдобульбарной дизартрией на индивидуальных и подгрупповых занятиях 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 2000. – 400 с.

2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 320 с.

3. Беззубцева, Г. В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму : конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графич. навыков у детей 5-7 лет / Г. В. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. – Москва : ГНОМ и Д, 2003. – 120 с.

4. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – Москва : АСТ : Астрель, 2002. – 46 с.

5. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи : (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. – Москва : Педагогика, 1977.  – 176 с.

6. Белякова, Л. И. Заикание : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – Москва : Эксмо-Пресс, 2001. – 320 с.

7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 287 с.

8. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей : пособие для логопедов / А. И. Богомолова. – Москва : Просвещение, 1979. – 208 с.

9. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук : игры и упражнения / С. Е. Большакова. – Москва : Сфера, 2008. – 64 с.

10. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие для пед. ин-тов / А. М. Бородич. – Москва : Просвещение, 1981. – 256 с.

11. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учеб. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова ; Сев.-Кавказ. федер. ун-т. – Ставрополь : СКФУ, 2014. – 255 с.

12. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей : справ. начинающего логопеда : учеб.-метод. пособие / Л. С. Вакуленко. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 128 с.

13. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. – Москва : Просвещение, 1987. – 160 с.

14. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва : [б. и.], 1995. – 144 с.

15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС,  2007. – 472 с.

Для всех детей были одинаковые условия и указания, сначала дети выполняли задания по показу, затем по определенной инструкции.
Данные обследования показали, что общая моторика нарушена в равной степени у всех детей. Больше всего затруднений у детей вызвала проба на ритмическое чувство, средний показатель составил – 0,6 балла Дети делали ошибки при воспроизведении ритмического рисунка, либо вообще отказывались от данной пробы.
С заданиями на обследование темпа, дети справились более успешно, средний показатель за данную пробу составил – 1,4 балла. Однако все же были и такие дошкольники, которые допускали ошибки, не могли удержать заданный логопедом темп.
Средний показатель по результатам обследования двигательной памяти составил -1,6 балла. Результат показывет, то что у большинства детей, а именно у Мишы, Веры, Димы и Оли данный навык сформирован достаточно. Демид выполнял пробу частично, у него не получалось сохранить последовательность движений в данн