Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время происходит серьезное смещение акцентов: развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя являются не самоцелями, а средствами для развития у детей навыков общения. Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие речи, которая рассматривается в качестве образовательной компетентности.
Анализ педагогической и научно-методической литературы показывает, что в последние годы активно развиваются теоретические предпосылки развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Обсуждаются общие вопросы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, исследуется влияние родительского воспитания в формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Благодаря игре происходит формирование всех сторон личности ребенка, игра вызывает значительные изменения психики ребенка, которые подготавливают его
Содержание
Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста…………… 6
1.1 Особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………. 6
1.2 Характеристика сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………….. 11
1.3 Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте………………………… 16
Глава 2. Исследование развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр… 18
2.1 Диагностика уровня развития коммуникативных способностей…… 18
2.2 Практические приёмы для формирования коммуникативных способностей средствами сюжетно-ролевой игры………………….. 22
Заключение …………………………………………………………… 26
Список литературы …………………………………………………. 27
Приложения ……………………………………………………………. 29
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка / В.В. Абраменкова // Мир психологии. 2008. № 4.
2. Акимова Г.Е. Расту, играю, развиваюсь! Занятия с ребенком от рождения до шести лет / Г.Е. Акимова // Екатеринбург, 2004.
3. Артёмкина Т.Е. Авторская методика экспертной оценки сформированности коммуникативных умений младших школьников / Т.Е. Артемкина //EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL. 2014. № 5–2 (44). С. 171-176.
4. Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы. Дошкольное воспитание. 1999. № 1. С. 85–97.
5. Актуальные вопросы современной педагогики (III): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Уфа: Лето, 2013.
6. Бабаева Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников. Т.И. Бабаева, Л.С.Римашевская. Детский сад: теория и практика. 2011. № 1. С.74-85
7. Баряева Л.Б. Учим детей, общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития:Учебно–методическое пособие / Л.Б. Баряева. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. 144 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Питер, 2009. 398 с.
9. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Учимся дружить: Развиваем навыки коммуникации у детей 5–7 лет: учебно-методическое пособие /Д.И. Бойков, С.В. Бойкова. Санкт Петербург: КАРО, 2015.
10. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти, 2011. 96с
11. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 208 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. М.: Академический Проект, 2005.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл,2004. 512 14.
14. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии, 2011. №3. С. 17-26.
15. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выг
Появление в игре обобщенных действий, использование предметов - заместителей, объединение предметных действий в единый сюжет, называние ребенком себя именем героя, обогащение содержания игры - все это свидетельствует о переходе к сюжетно-ролевой игре, которая начинает постепенно развиваться со старшей группы. В этих играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты[10].
Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы - заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.
Исследователи в