Наглядно-иллюстративные методы в формировании представлений о растениях у детей раннего возраста
ВВЕДЕНИЕ
Человек и природа всегда выступали чем-то единым и неделимым. Окружающая нас природа довольно сильно на нас влияет. Она дает людям необходимые ресурсы для существования. Человек также оказывает влияние на природу. Своими действиями люди могут как способствовать сохранению окружающей нас экологии, так и ее уничтожению. В настоящее время проблема экологии довольно остро рассматривается в мире. Следовательно, каждый человек, буквально с детства должен понимать ценность окружающего нас мира.
Детям раннего возраста сложно без помощи взрослых самостоятельно познать окружающий их мир. Процесс познания обычно начинается с чувственного восприятия с теми объектами природы, у которых у них случился контакт. Зачастую после такого контакта в сознании у детей возникает образ о таком объекте. Упростить процесс познания помогает наглядное моделирование.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 5
Проблемы формирования представлений о растениях у детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе 5
Содержание и методы работы по формированию представлений о растениях у детей раннего возраста в ДОО 12
1.3 Особенности применения наглядно-иллюстративных методов как средства, используемого для формирования представлений о растениях у детей раннего возраста 19
2. Экспериментальное исследование использования наглядно-иллюстративных методов в формировании представлений о растений у детей раннего возраста 24
2.1 Цель, задачи и методы диагностики сформированности представлений о растениях у детей третьего года жизни 24
2.2 Результаты диагностики сформированности представлений о растениях у детей третьего года жизни 28
2.3 Условия, созданные воспитателями ДОО, для формирования представлений о растениях у детей третьего года жизни 35
2.4 Рекомендации по применению наглядно-иллюстративных методов в работе по формированию представлений о растениях у детей третьего года жизни 36
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложения 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. Вузов / Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Авлиякулов Н.Х., Мусаева Н.Н. «Педагогические технологии». Ташкент: «Тафаккур бўстони», 2012. С. 91-94.
3. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом: Экологическое воспитание дошкольников/ З.Ф.Аксенова. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2008. – 128 с.
4. Андреенко, Т.А, Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 76 с.
5. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении: методич. рекомендации / В.А. Артемов. – М.: Высш. шк., 2008. – 119 с.
6. Бабанский Ю.К. и др. «Педагогика». Москва: «Просвещение», 1988. С. 56-57.
7. Берестнева, Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева // Ребенок в детском саду, –2014 – № 1 – С. 48-52.
8. Бернс, Р. Развитие «Я – концепции» и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1996. – 400 с.
9. Бобылева, Л. А. Экологические знания – дошкольникам / Л. А. Бобылева // Дошкольное воспитание, 2007. № 7. С. 16- 20.
10. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбакова; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 496 с.
11. Бутенко, Н. В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в Экологическом образовании детей /Н. В. Бутенко, О. В. Джалмагамбетова. – Материалы IX Международной научно - практической конференции, Челябинск, 2011 г. / ЧГПУ. – Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011 – С. 45-49.
12. Варивода В. С. Экологическое воспитание дошкольников / В. С. Варивода. – Мозырь: Белый ветер, 2004. – 122 с.
13. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М. – Просвещение, 2008. – 144 с.
14. Волкова, Н. А. Технология формирования экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера: Дисс… канд. пед. наук / Н. А. Волкова. – Екатеринбург, 2012. – 196 с.
15. Воронкевич, О. В. Добро пожаловать в экологию! / О. В. Воронкевич. – СПб: Детство – пресс. 2012. – 160 с.
16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008 – 671 с.
17. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: МГУ, 1985. – 82 с.
18. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 264 с.
19. Дыбина, О.В. Ребёнок и окружающий мир / О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.
20. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении, Учпедгиз, М, 1960. – 311 с.
21. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.
22. Кадомский детский сад №2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detsad-lesok.ucoz.ru/ (Дата обращения 01. 05. 2022).
23. Казаручик, Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г. Н. Казаручик // Дошкольная педагогика. – 2009 - № 1 – С. 33-37.
24. Каменева, Л. А. Как знакомить дошкольников с природой / Л. А. Каменева. – М.: Просвещение, 2003. – 123 с.
25. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
26. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы» / Н.Н. Кондратьева. – Санкт– Петербург. 2006. – 104 с.
27. Коледа Т. Г. Наглядные методы ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников: практ. пособие для студентов пед. специальностей учреждений высш. образования / сост. Т. Г. Коледа. – Барановичи: РИО БарГУ, 2014. – 93 с.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина. – М.: Сфера: Юрайт, 2015 – 365 с.
29. Миронов, А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников / А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2015 – № 4 – С. 31-35.
30. Наглядный (демонстративный, раздаточный) материал для детского сада / Электронный доступ: https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/naglyadnyiy-material-dlya-detskogo-sada.html. Дата обращения (12.03.2022).
31. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
32. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 5. С. 14-18.
33. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. - М., 2009. – 190 с.
34. Подласый, И.П. Педагогика: учебник. / И.П. Подласый. – - М.: Высшее образование, 2007. – 540 с.
35. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями на 21 января 2019 года), М., 2022.
36. Саморукова, П. Г. Методика ознакомления детей с природой в д/с / П. Г. Саморукова. – М. Просвещение, 2005. – 123 с.
37. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. – М.: Академия, 2006. – 208 с.
38. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. 3-е изд., испр. и доп./ О.А. Соломенникова – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 112 с.
39. Терентьева, Е. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста /Е.Ф. Терентьева, С.Н. Николаева. – Нижний Новгород, 2001 – С.34-36.
40. Чебан, М. И. Экологические игры / М. И. Чебан // Ребенок в детском саду. – 2008 – № 6 – С. 50-54.
На третьем этапе дети начинают искать все карточки, на которых присутствует подорожник. Победителем будет считаться тот, кто быстрее обнаружит карточку с данным растением.
Вторая игра, которую мы рассмотрим, называется «Найди по описанию».
Цель такой игры состоит в закреплении представлений детей об особенностях внешнего облика растений, а также выработать умение самостоятельности в описании растений.
Игровая задача – обнаружить растение по описанным признакам. Материалом для игры будет служить различные карточки, на которых будет изображены растения. Процесс игры будет заключаться в следующих действиях:
1. На первом этапе воспитатель будет рассказывать о характерных особенностях какого-то растения, но при этом называть само растение он не будет.
2. На втором этапе дети будут искать изображение этого растения на карточках. Победителем будет считаться тот, кто быстрее найдет правильное растение.