Формирование навыков финансовой грамотности у учащихся 5-9 х классов среднего общего образования
Введение
Финансовое воспитание - относительно новое направление в школьной педагогике, которая представляет собой социальную проблему.
Дети очень рано сталкиваются с деньгами: в рекламах, расплачиваются в магазине, участвуют в купле-продаже.
В России низкий уровень информированности населения о том, какими правами и обязанностями обладает потребитель финансовых услуг и как их защитить в случае нарушения.
Финансовые знания, заложенные в основной школе, помогут детям избежать многих ошибок, когда они вырастут. Финансовая грамотность станет основой финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни ребенка. Главное, чтобы обучение было направлено на практическое применение знаний, то есть с применением экскурсий, ролевых игр и опытов.
Содержание
Содержание 2
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой грамотности у обучающихся 5-9х классов 5
1.1 Понятие финансовой грамотности в современном образовательном дискурсе 5
1.2 Учебно-методологическое обеспечение преподавания финансовой грамотности в основной школе 9
Глава 2. Организация работы по формированию финансовой грамотности у 5-9х классов 13
2.1 Психолого-педагогический портрет обучающегося 13
2.2 Технологии формирования финансовой грамотности в курсе «Основы финансовой грамотности» 18
2.3 Внеурочная деятельность 29
Заключение 31
Список литературы 33
Список литературы
1. Федеральный закон «об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта ос-новного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577
3. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образо
4. Юлия Антонова. Обсуждаем, рассуждаем и играем. Креативные за-дания для детей по финансовой грамотности. – М.: Вита-Пресс, 2017. – 56 с.
5. Юлия Антонова. Как и о чем говорить с детьми на уроках финансовой грамотности. – М.: Вита-Пресс, 2017. – 80 с
6. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. – 80 с.
7. Р.Р. Яруллин. История финансовой мысли. Формирование финан-совой мысли Древнего мира. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 148 с.
8. В.Н. Дорман. Коммерческая организация. Доходы и расходы, фи-нансовый результат. Учебное пособие. – М.: Юрайт,Издательство Уральского Университета, 2018. – 108 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968.
10. Выготский, Лев Семенович (1896-1934). Педагогическая психоло-гия / Лев Выготский. - М. : АСТ [и др.], 2005. - 670, [1] с.
11. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2011.
12. Азимов, Леонид Борисович. Преподавание курса "Введение в эко-номику" : пособие для учителя / Л. Б. Азимов. - Москва : Вита-Пресс, 1998. - 191 с.
13. Подласый И. П. П 44 Педагогика: Учебник. — М.: Высшее образование, 2006. —540 с.
14. Калуцкая, Е. К. Право. Базовый и углубленный уровни. 10—11 кл. : методическое пособие к учебнику А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной / Е. К. Калуцкая. — М. : Дрофа, 2016. — 271, [1] с.
15. О.Е. Кузина, Д.Х. Ибрагимова. ДОВЕРИЕ ФИНАНСОВЫМ ИН-СТИТУТАМ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2010г
16. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б Р99 Финансовая гра-мотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 класс общеобразова
17. Повышение финансовой грамотности населения: международный опы и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. — М., 2012. — 112 с.
18. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б Р99 Финансовая гра-мотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 класс общеобразова
Темы дают общее представление о власти и отношениях вокруг власти, раскрывают роль государства, возможность участия граждан в управлении социальными делами. Последней теме уделяется максимальное количество учебного времени.
Проанализировав учебный методический комплекс в 5-9 классах, мы видим, что тему "Экономика" мы находим сначала только в 7 классе и более подробно обсуждаем на восьмом году обучения. Проблема формирования финансовой грамотности на уроках обществознания заключается в том, что учащиеся знакомятся с понятием "Экономика", в 7 классе и продолжают изучать блок "Экономика до 11 класса и полученных знаний не всегда хватает для грамотного использования финансовых услуг в экономическом развитии ребят. Но стоит отметить, что с каждым годом программы изменяются и в курс вводят новые темы, меняется сама программа и материал, изло