Эффективность организации перевозок на железнодорожном транспорте (на примере ОАО РЖД)
Введение
Активное развитие и эффективное функционирование железнодорожного транспорта является одним из необходимых условий и одновременно - действенным инструментом для обеспечения перехода российской экономики к инновационному пути развития, повышения ее конкурентоспособности и укрепления экономического суверенитета Российской Федерации. Очевидно, что нахождение эффективного баланса между социальной и экономической результативностью в деятельности предприятий железнодорожного транспорта является сложной управленческой задачей, для решения которой требуются согласованные действия Правительства Российской Федерации, федеральных, региональных и местных органов власти.
Актуальность выбранной темы обусловлена Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, а также необходимостью дальнейшего социально-экономического развития железнодорожного транспорта. В соответствии со Стратегией развития мощный импульс получит развитие скоростного
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы организации перевозок железнодорожным транспортом7
1.1. Сущность и роль железнодорожного транспорта в транспортной системе России7
1.2. Виды пeрeвoзoк жeлeзнoдoрoжным трaнспoртoм12
1.2.1. Пaссaжирскиe пeрeвoзки12
1.2.2. Грyзoвыe пeрeвoзки17
1.3. Пoдхoды к oцeнкe эффeктивнoсти oргaнизaции пeрeвoзoк жeлeзнoдoрoжным трaнспoртoм20
Глава 2. Оценка и рационализация организации перевозок железнодорожным транспортом в ОАО ?РЖД? и их эффективность24
2.1 Объемы и структура перевозок железнодорожным транспортом в ОАО ?РЖД?24
2.2. Оценка эффективности перевозок железнодорожным транспортом в ОАО ?РЖД?39
2.3. Основные направления повышения эффективности организации перевозок железнодорожным транспортом в ОАО ?РЖД?52
Заключение74
Список используемой литературы78
Список используемой литературы
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изм. от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ) // Справочно-правовая система ?Гарант?
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с изм. от от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ) // Справочно-правовая система ?Гарант?
Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 41 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов на особых условиях" // Справочно-правовая система ?Гарант?
Балалаев А.С. и др. Транспортное и складское обеспечение логистики: Учеб. пособие / А. С. Балалаев, А. В. Кочемасова, С. Н. Третьяк. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС,2008. – 140 с.
Бессонова И.Л. Логистика в менеджменте. – М.: Инфра-М, 2008. – 342 с.
Боков В.В. Современный инструментарий логистического управления. – М.: Экзамен, 2007. – 496 с.
Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для бакалавров. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 419 с.
Голоскоков В.Н. Особенности конкурентной среды на российских железных дорогах // Российское предпринимательство. — 2007. — № 2 (86). — c. 24-27.
Голоскоков В.Н. Возможно ли эффективное использование опыта зарубежных стран при реформировании управления российскими железными дорогами // Российское предпринимательство. — 2007. — № 5 Вып. 2 (91). — c. 3-7.
Голоскоков В.Н. Анализ структурной реформы железнодорожного транспорта // Российское предпринимательство. — 2007. — № 1 (85). — c. 135-138.
Голоскоков В.Н.?Инновационная логистика в структуре ОАО ?Российские железные дороги? // Креативная экономика. — 2007. — № 8 (8). — c. 63-71.
Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика. Базовый курс: Учебник. — М.: ЮРАЙТ, 2011. — 782 с.
Гусарова Е.В., Комарова В.В. Экономика и управление на железнодорожном транспорте. - Учебное пособие. – Хабаровск: ДВГУПС, 2008. – 109 с.
Дюбанов М.А. Проблемы реформирования естественных монополий: железнодорожный транспорт // Проблемы современной эк
Таким образом, выручка ОАО «РЖД» растет с каждым годом, в том числе полученная от осуществления грузовых и пассажирских перевозок. Так, в 2012 году рост выручки составил 6%, что связано с увеличением выручки от грузовых перевозок на 8,6%, пассажирских перевозок в дальнем следовании на 9,4%, от предоставления услуг инфраструктуры на 10,9%, от предоставления услуг локомотивной тяги на 8,6%. В 2013 году выручка ОАО «РЖД» составила 1 376 582 тыс. руб., что выше уровня 2012 года на 10 567 тыс. руб., или на 0,8%. Основную долю выручки компания получает от осуществления грузовых перевозок – более 79% в динамике по годам рассматриваемого периода. Около 7% выручки компания получает от предоставления услуг инфраструктуры. ,Себестоимость работ и услуг ОАО «РЖД» растет большими темпами чем выручка компании: на 6,8% в 2012 году и на 1,5% в 2013 году. В структуре себестоимости работ и услуг ОАО «РЖД» преобладают затраты на грузовые перевозки (более 76% в динамике по годам), а также прочие виды деятельности (более 11% в динамике по годам рассматриваемого периода). Финансовый результат ОАО «РЖД» снижается с каждым годом: на 7,4% в 2012 году и на 12,8% в 2013 году. При этом финансовый результат от осуществления грузовых перевозок увеличился в 2012 году на 2,9%, но снизился в 2013 году на 15,7%. Финансовый результат от пассажирских перевозок в дльнем следовании возрос в 2012 году в 3,8 раза, но снизился в 2013 году на 6,7%. Результат от осуществления пассажирских перевозок в пригородном сообщении возрос в 2013 году в 42,4 раза. Положительный финансовый результат ОАО «РЖД» получает от осуществления грузовых перевозок, пассажирских перевозок в дальнем следовании, а также предоставления услуг локомотивной тяги. По перевозкам в пригородном сообщении и предоставлении услуг инфраструктуры в 2011-2013 гг. компанией был получен отрицательный финансовый результат.