Особенности обучения детей дошкольного возраста к художественному труду
Введение
Актуальность. Одна из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры и подарки для близких людей. Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие.
Исследования выдающихся педагогов прошлого Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста прикладному творчеству……………………………………………….9
1.1.Прикладное творчество в детском саду…………………………………..9
1.2.Организация работы по прикладному творчеству детей старшего дошкольного возраста в детском саду……………………………………….....16
1.3.Методика организации и руководство прикладным творчеством в разных возрастных группах……………………………………………………..19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению детей дошкольного возраста к художественному труду…………………………………………….24
2.1. Констатирующий этап……………………………………………………...24
2.2. Формирующий этап…………………………………………………………27
2.3. Контрольный этап………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………..36
Приложение 1……………………………………………………………………37
Приложение 2……………………………………………………………………42
Список литературы
1. Арапова, С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического [Текст] — Спб. : КАРО, 2004. — 210 с.
2. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст] : Кн. для воспитателя дет. сада. — М. : Просвещение, 1988. — 224 с.
3. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
4. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] : учебное пособие / В. И. Волынкин. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 441 с.
5. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст] : Пособие для воспитателя дет. сада / В. В.Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др. ; Сост. Г. М. Лямина. — М. : Просвещение, 1984. — 288 с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] 3-е изд. — М. : Просвещение, 1991. — 93 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. — Спб. : СОЮЗ, 1997. — 96 с.
8. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] — М. : Педагогика, 1987. — 344 с.
9. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Смысл ; Эксмо, 2005. — 136 с.
10. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : Информ. метод, пособие курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М. : Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.
11. Грибовская, А. А. Юмор в изобразительном творчестве дошкольников [Текст] Методическое пособие. — М. : Педагогическое общество России, 2007. — 208 с.
12. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 1998. — 272 с.
13. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 1999. — 344 с.
Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.
Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр;