Логопедическая работа с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования
ВВЕДЕНИЕ
С 80-90х годов в России активно внедряется инклюзивная система образования, данная система затронула и дошкольные учреждения, задела детей с нарушениями речи. В группу таких детей входят дошкольники с речевым нарушением и связанные с ним личностные особенности, каждого ребёнка которые затрудняют контакт с окружающим миром.
Именно дошкольный возраст считают лучшим периодом, психических функций. Поэтому дошкольное инклюзивное образование признается первой, наиважнейшей ступенью в развитии детей и коррекции имеющихся у них речевые нарушений.С.В. Алёхина считает, что инклюзивное образование – результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физической состояние [Алехина, 2013, с.6 ].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы организации логопедической работы дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования………………………………………...7
Понятие «инклюзивное образование» в современной специальной педагогике………………………………………………………………..7
Методы обследования звукопроизношения у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………12
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и содержание логопедической работы с дошкольниками с фонетико- фонематическим недоразвитие речи………………………………….17
Выводы по первой главе……………………………………………….25
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности логопедической работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования………………………......................................................................27
. Исследование фонетической стороны речи у дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитие речи……….……..………...27
. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи у дошкольников в условиях инклюзивного образования………………................................................40
. Контрольный этап эксперимента по обоснованию содержания логопедической работы с дошкольниками с фонетико- фонематическим недоразвитием речи……………………………........
Выводы по второй главе………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………………………...56
Библиографический список………………...……………….......................60
Приложение…………………………………………………………………….66
Библиографический список
Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 345 с.
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2018. – 327 с.
Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. – М.: Педагогичесский университет «Первое сентября», 2018. – 233 с.
Антонова Ю.Ю. Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи / Ю.Ю. Антонова, М. Д. Горбатовская // Евразийский Союз Ученых. – 2018. – № 4, гл. 5. – С. 37-39. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35033935 (дата обращения: 03.04.2022)
Асмаловская О.А., Борискина В.С. Развитие интонационной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – Астрахань: Научный центр Олимп, 2017. –263 с.
Бахтуева Е.О. Логопедическая работа по развитию навыков звукового анализа у дошкольников с ФФНР и дизартрией. – Екатеринбург: 2013. –301 с.
Бейсенова Ж.Б. Нейропсихологические подходы в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи. – Чебоксары: 2017. – 256 с.
Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоления: сб. упражнений. – М.: Сфера, 2015. –387 с.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду / А.К. Бондаренко – М.: Просвещение, 2018. – 264 с.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / З.М. Богуславская. – М.: Просвещение, 2021. – 207 с.
Бочкарева Т.А. К вопросу о диагностических методиках в логопедии // Наука и школа. – 2020. – № 4. – С. 117-124. – Электрон. копия доступна на сайте журнал. URL: http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/117124.pdf (дата обращения: 10.02.2022).
Бычкарь Л.В. Совместная работа логопеда и воспитателя логопедической группы детского сада по развитию речи дошкольников с ФФНР. – 2012. – 258 с.
Виноградова Н.
Для достижения цели в констатирующем исследовании решались следующие задачи:
Подбор методики для выявления состояния фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений.
Проведение обследование речи дошкольников подготовительной группы.
Проведение анализа полученных результатов, и определить основные направления логопедической работы с дошкольниками с ФФНР.
Для проведения исследования была выбрана методика обследования состояние фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Данную методику вы можете наблюдать в приложении 1.
Как правило, обследование проводится с использованием специального материала. В логопедическом кабинете имеются предметные картинки на определенные звуки, которые специально подобраны в соответствии с требованием, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях