Возможности игровой терапии как средства развития навыков общения у дошкольников с расстройствами аутистического спектра

ВКР в которой дана общая характеристика расстройств аутистического спектра у детей, выявлены особенности формирования коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра, рассмотрены психолого-педагогические условия формирования коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра, проанализирован психодиагностический инструментарий по выявлению особенностей развития коммуникативных способностей у дошкольников, описана организация и условия выявления особенностей коммуникативных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.10.2022
Объем файла
623 Кб
Количество страниц
131
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена важностью и значимостью проблемы формирования коммуникативных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Распространение данных расстройств среди детей набирает все большие показатели, в связи с чем приобретает всю большее социальное значение. По имеющимся данным доля детей, у которых диагностируются РАС составляет примерно 2-20%. К настоящему времени исследователями и практиками в различных мировых странах собрано много материалов и сведений о РАС, накоплен немалый опыт, который позволяет говорить о значимых проблемах, обусловленных расстройствами психического развития – в числе прочего, это проблемы с социализацией у детей с РАС, т.е. невозможность нормальной социальной адаптации. Реализация комплексной помощи со стороны медиков, психологов и педагогов в отношении детей с нарушениями направлена на максимально возможное развитие, в целях социализации

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
1. Теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра
1.1 Общая характеристика расстройств аутистического спектра у детей….
1.2 Особенности формирования коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра…………………………………………
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий формирования коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра………………………………………………………………………….
1.4 Анализ психодиагностического инструментария по выявлению особенностей развития коммуникативных способностей у дошкольников…
Выводы по 1 главе…………..
2. Содержание экспериментально-психологического исследования особенностей развития коммуникативных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра и его результаты
2.1 Организация и условия выявления особенностей коммуникативных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра
2.2 Направления коррекционной работы специального психолога, способствующие развитию коммуникативных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра
2.3 Анализ динамических изменений развития коммуникативных способностей в процессе коррекционной работы и оценка динамики на контрольном этапе эксперимента
2.4 Методические рекомендации по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, способствующей развитию у них коммуникативных способностей
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехина С.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. - 2014. - № 3. - С. 4-7.

2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: АСТ Астрель, 2016. 223 с. 

3. Агеева Н.А., Кузменкова Л.Н., Маюрова О.А. Дети с расстройствами аутистического спектра в пространстве ДОУ // Сибирский вестник специального образования. 2014. № 1 (13). С. 50-54.

4. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым коммуникативным развитием (ранний возраст). Теревинф, 2017. 

5. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2020. 350 с.  

6. Башина В.М. К проблеме раннего детского аутизма (по материалам сайта http://www.psychiatry.ru/library/publications)  

7. Башина В.М. Общие нарушения психического развития. Атипичные аутистические расстройства // Детский аутизм: исследования и практика. – М.: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, 2018. - С. 75–93.

8. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Альманах «Исцеление». М., 2018.  

9. Белоусова М.В., Прусаков В.Ф., Уткузова М.А. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача // Практическая медицина. 2019. № 6 (38). С. 36-40.

10. Бессмертная Ю.В. Особенности развития коммуникативных способностей школьников с расстройствами аутистического спектра. Автореф. дисс. … канд. психол. наук / Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018.

11. Беттельгейм Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение «Я». СПб: Академический проект, 2014. - 481 с.

12. Богдашина О.Б. Аутизм: определение и диагностика. Донецк: «Лебедь», 2019. 112 с.

13. Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014.

14. Богдашина О. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему // Сибирский вестник специального образования. 2020. № 2 (6). С. 2.

15. Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, 2020. 64 с.

16. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М.: Гном-Пресс, 2020. 64 с

17. Валитова И.Е. Взаимосвязь речевого и двигательного развития детей в дошкольном детстве // Вестник БарГУ. Серия ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (Литературоведение). - Выпуск 2. Март 2014 года. - URI: http://rep.barsu.by/handle/handle/211

18. Веденина М.Ю., Костин И.А. Опыт использования облегченной коммуникации со взрослым аутичным человеком//Дефектология. 2017. №6. C. 21-27. 

19. Винг Л. Синдром Аспергера: клиническое описание/Отделение социальной психиатрии MRS, Институт психиатрии. Лондон, 1981.

20. Волосовец Т.В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии [Текст] / Т.В. Волосовец, О.А. Зыкова. - М.: Русское слово, 2015. - 224 с.

21. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2013. - 654 с.

22. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты. СПб., 1998 (по материалам сайта <http://www.autism.ru/read.asp?id=61&vol=36>)

Выявление повседневных житейских навыковВ таблице 1.5 представлены критерии оценки второй шкалы адаптивного поведения – «Повседневные житейские навыки», на основе которых был составлен профиль навыков повседневного житейского поведения детей с расстройствами аутистического спектра.
Параметры оценки выражаются в балльном виде:
- выше среднего – 3 балла;
- средний – 2 балла;
- ниже среднего – 1 балл;
- навык не сформирован – 0 баллов.
Таблица 1.5
Критерии адаптивного поведения по шкале «Повседневные житейские навыки»
Шкалы СубшкалыСодержание Параметры оценки
выше среднего средний ниже среднего
Повседневные житейские навыки Личные навыки навыки самообслуживания и личной гигиены