Ресурсы преодоления трудных коммуникативных ситуаций у студентов
Введение
В условиях современной социально-экономической ситуации общественного развития, информационных перегрузок, изменении общественных отношений, неустойчивой социальной мобильности, усложнении социальной структуры общества и т.д. одной из проблем, связанных с деструкциями в межличностных отношениях, является неспособность личности справляться с трудными коммуникативными ситуациями ввиду истощения личностных ресурсов. В связи с этим необходима актуализация имеющихся у личности потенциалов, необходимых для преодоления трудных ситуаций и противостояния факторам риска.
В настоящее время имеется множество работ, посвященных изучению вопросов межличностного общения студенческой молодежи (Г.М. Андреева, В.Н. Куницына, Н.Н. Обозов и т.д.).
Содержание
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕСУРСОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ 7
1.1. Трудные коммуникативные ситуации у студентов 7
1.2. Личностные и социальные ресурсы преодоления трудных коммуникативных ситуаций у студентов 15
1.3. Основные возрастные задачи развития студентов 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ И РЕСУРСОВ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ 29
2.1. Результаты изучения типичных коммуникативных трудностей у студентов 29
2.2. Ресурсы преодоления трудных коммуникативных ситуаций у студентов 44
2.3. Взаимосвязь трудностей с ресурсами их преодоления 50
2.4. Рекомендации по развитию ресурсов преодоления коммуникативных трудностей у студентов 61
Выводы по главе 2 69
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложение А 79
Приложение Б 80
Список использованных источников
Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2014. – 811 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2012. – 288 с.
Ананьев Б.Г., Андреева Г.М. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Психология личности. Т.2. Хрестоматия / Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева. – Самара: БАХРАХ, 1999. – 94 с.
Андреева Г.М. Психология социального познания : учебное пособие. – Москва: Аспект Пресс, 2000.
Анненкова Е.А. Личностные детерминанты оценки трудных жизненных событий юношами и девушками и их стратегий совладания: автореферат дис... канд. псих. наук: 19.00.01 / Е.А. Анненкова. – Ростов–на–Дону, 2010. – 21 с.
Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 48-56.
Анцыферова Л. И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях//Психологический журнал. 1996. Т. 12, № 1. – С. 32-43.
Артемьева О. А. Теоретические ориентации социальной психологии ХХ столетия: учебно-методическое пособие/ О. А. Артемьева. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. – 296 с.
Башкирева, Т.В. Общие критерии психического, психологического, социального здоровья. // Мир психологии. 2007. - № 2. - с. 140-151.
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности : учебное пособие для вузов. – Москва: Аспект Пресс, 2001.
Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А.Н. Леонтьева / Е.В. Битюцкая // Вестник Московского университета. – 2013. – № 2. – С. 40–56.
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: Персей, 2006. – 423 с.
Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 263 с.
Студенческим годам наиболее характерны такие черты, как устойчивое внимание, развитое воображение, большая интегрированность памяти. В этот период идет формирование личности, поведения, стиля, принципов. Также люди данного временного промежутка стремятся ставить глобальные цели, что выводит на первый план самообразование и самовоспитание. Но в течение учебного времени, от курса к курсу, межличностные отношения также меняются, и чаще всего это заключается в усилении потребности в понимании, сопереживании, сочувствии, установлении доверительных отношений. Как следствие, общение со сверстниками приобретает особую значимость и становится одним из ведущих факторов личностного развития.