Развитие цифровой грамотности младших школьников на уроках технологии
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, когда все в нашем мире подвержено переменам, система образования не может оставаться в стороне и претерпевает различные трансформации и модификации. Мы встали на порог этих перемен и являемся участниками становления новой системы образования - системы цифрового образования. Цифровое образование (digital education)- образование, которое осуществляется в условиях сетевого общества, посредством применения дистанционного обучения, электронных учебников, различных веб - ресурсов, социальных сетей, блогов и с помощью современных устройств (смартфоны, интерактивные доски).
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность………………………………………………………………....… 3
Глава 1 Теоретические основы исследования развития цифровой грамотности младших школьников на уроках технологии…………………. 7
1.1 Специфика развития цифровой грамотности младших школьников…... 7
1.2 Критерии развития цифровой грамотности младших школьников……………………………………………………………………...
Глава 2 Экспериментальное изучение педагогических условий развития цифровой грамотности младших школьников ……………............................. 15
23
2.1 Диагностика уровня развития цифровой грамотности у младших школьников ……………………………………………………………………. 23
2.2 Проектирование работы по развитию цифровой грамотности младших школьников на уроках технологии …………………………………………...
2.3 Диагностика эффективности созданных педагогических условий для развития цифровой грамотности младших школьников…………………….. 31
39
Заключение……………………………………...…………………………….... 47
Список используемой литературы…………………………..……….……….. 55
Приложение…..………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в будущее десятилетие. М.: Некс Принт, 2010. Баумана.
2. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Электронный научный журнал "Современные исследования социальных проблем" – № 6-2, 2017.
3. Бондаренко Г.И. Развитие навыков смыслового чтения в начальной школе /Г.И. Бондаренко // Начальная школа до и после. – № 8. – 2012. – с.25-27.
4. Бондаренко Г.И. Развитие навыков смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //[Электронный ресурс]. – URL : www.school 2100.ru
5. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2009. – 122 с.
6. Гайсина С.В. Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда школы, 2018.
7. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания дисциплины / Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленков Ю.В. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. – 211 с.
8. Давыдов С.Г., Логунова О.С. «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование» – 2015 – № 41– с. 120-141.
9. Давыдов С.Г., Логунова О.С., Шариков А.В. Цифровая грамотность российских регионов: индустриальный взгляд // XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. - Кн. 3. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. - С. 238-246.
10. Кучмаева О.В., Ростовская Т.К., Рязанцев С.В. Вызовы цифрового будущего и устойчивое развитие России. Социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2017–2018 годах. - М.: ИСПИ РАН, 2018.
11. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни/Х. Лау. – Москва: МОО ВПП ЮНЕСКО, 2012. – 211 с.
12. Межуева Ю.В. Информационная компетенция младших школьников современном образовании/Ю.В. Межуева. – Саратов: Лицей, 2015.- 32с.
13. Наволенко Г.Я. Работа с научно-популярными текстами (Формирование осознанного чтения)/ Г.Я. Наволенко// Начальная школа до и после. – №8. – 2012. – С.25-27.
14. Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков // Психология, социология и педагогика. - № 7 (46). - Июль. - 2015.
15. Хиленко Т.П. Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников/ Т.П. Хиленко//Начальная школа плюс: До и После. - 2013. - № 3. – С.61-65.
16. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности // II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), Москва. 2013. С. 68.
17. Шаг школы в смешанное обучение / Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. – М.: Рыбаков фонд, 2016. – 280 с.
18. Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. - 2016. - Т. 14. - № 1. - С. 87-98.
19. Шмелева О.И. Исследовательско - методическая деятельность в работе по формированию информационной компетенции/О.И. Шмелева//Педагогические чтения. – М.:Просвещение, 2014. – 211 с
да выпускнику школы необходимо обладать уровнем цифровой грамотности достаточным для свободной работы в качестве обычного пользователя на персональном компьютере. Это необходимость, продиктованная реалиями современного общества. Сейчас образовательная система особое внимание обращает именно на индивидуальную активность ребенка в поиске, обработке и осмыслении новых знаний. Что до учителя, то он выступает, главным образом, организатором обучения, координатором самостоятельной работы учеников, и оказывает им необходимую помощь и поддержку. Необходимо провести переоценку и осознание нового места и роли информации и информационных технологий, а это в свою очередь ведет к переоценке содержания образовательного процесса. Не стоит завышать ожидания и рассчитывать на внезапное повышения качества образования в стране, поскольку оно получило Интернетизацию, однако с другой стороны также нецелесообразно не применять в образовании новые технологии.