Проблема формирования и развития личности младших школьников средствами литературного чтения
Введение
Период начального обучения основополагающий в развитии и становлении личности. Можно выделить художественную литературу, в процессе чтения которой проходит глубокое восприятие и обеспечивается решение задач развития способности к художественному обобщению, воссоздающему воображению, эмоциональности. В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов.
Особое значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания, чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы нравственного и литературного развития младших школьников
Психологическое развитие младших школьников 4
Формирование личности средствами детской книги 14
Развитие личности учащихся младших классов на уроках литературного чтения 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению нравственной воспитанности младших школьников
2.1. Методы и средства нравственного воспитания младших школьников 26
2.2. Исследование использования детской литературы для нравственного воспитания учащихся начальных классов 34
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение №157
Приложение №258
Приложение №363
Приложение №464
Список используемой литературы
Аникеева Н. П. Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон. Издатель: Питер, 2020.
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Уч. для студ. высш. и сред. пед. уч. заведений. – М.: Высшая школа, 2000.
Барышникова Е.В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. 2018.
Беленькая Л. Ребенок и книга: О читателе восьми-девяти лет. 2-е изд. М.: ВЦХТ «Я вхожу в мир искусств», 2005. 144 сБиржевая Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в первом классе.// Начальная школа. – 2011. - №7. – с.35-36
Бунеев Р.Н. Литературное чтение. В океане света / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. М.: Баласс, 2020. 224 с.
Генчиова, Мирослава. Литература для детей и юношества / в сравнительном жанровом аспекте/. 1. опубликовано в Праге: SPN, 1984. с. 15
Гиппернрейтер Ю. Б. «Как учиться с интересом», Издатель: АСТ. 2020г.
Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. «Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления». Издательство: Издательство Московского университета. 1981г.
Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.З. Гликман. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. –415 с.
Горбушина Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей – М.: Просвещение. 1981.– 160с. С. 3-33.
Давыдов, В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - 2005. - №4. - С.69
Денисова А.В., Днепрова И.Л., Костюхин Е.О., Костюхина М.С., Путилова Е.О., Тиманова О.И., Шолпо И.Л.. «Детская литература». Учебник для педагогических колледжей. Коллектив авторов: Издательство: Академия, 2019г.
Дивненко О. В. «Основы педагогики и психологии». Учебное пособие.2021г.
Евдокимова А.О. Чтение и письмо / А.О. Евдокимова, Л.Е. Журова. М.: Вентана-Граф, 2001. 280 с
В начальных классах обучающиеся не всегда готовы воспринимать художественное произведение настолько, насколько этого требует оптимальный уровень литературного развития. Из-за сложившейся ситуации снижается уровень грамотности, читательской культуры, именно это указывает на актуальность данной проблемы. Именно поэтому так важно научить ребенка читать, заинтересовать его процессом освоения новой книги, тем самым способствуя развитию читательского навыка и уровню читательской культуры, а в целом литературному развитию. Следует рассмотреть проблемы развития интереса к чтению у детей младшего школьного возраста, так как уровень читательского интереса является одним из составляющих уровня литературного развития, которому посвящена данная работа.