Повышение уровня интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению с помощью обучающих игр

Дипломная работа, в ходе исследования опытной части которой проводилась работа, направленная на повышение уровня интеллектуальной готовности к школе, обеспечивающую реализацию образовательного потенциала обучающей игры в процессе готовности к школе. В результате проведения и анализа результатов контрольного эксперимента выявлена возможности дидактической игры в процессе повышения уровня интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.10.2022
Объем файла
128 Кб
Количество страниц
58
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1840 руб.
2300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Как отмечал в своих трудах В.А. Сухомлинский, «…дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Просто страшно подумать, что эта ступенька становится для многих малышей камнем преткновения» [52, с. 89-90]. Многие исследователи (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин) отмечают, что мышление ребенка формируется  в педагогическом процессе, своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, име

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3

1. Теоретические аспекты готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста……………………………………………. ……… 8

1.1 Подготовка к школе как психолого-педагогическая проблема…....... 8

1.2 Особенности формирования интеллектуальной готовности детей к школьному обучению……………………………………………………….. 12

1.3 Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности к школе у детей посредством обучающих игр……………….. 18

Выводы по главе 1…………………………………………………………. 28

2. Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе посредством обучающих игр……………………. 29

2.1 Изучение начального уровня интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе………………………... 29

2.2 Реализация комплекса обучающих игр, направленных на повышение интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста   к школьному обучению……………………………………………………. 35

2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента……………………………………….. 41

Выводы по главе 2…………………………………………………………. 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………...…… 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………...…………………… 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………...……………………… 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………...……………………… 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ананьева, Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов /Ананьева. - СПб.: Детство-пресс. - 2011. - 96 с.
2. Бай, Е.А. Вопросы как один из индикаторов познавательной активности детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Бай // Вестник Брестского университета. Сер. 3, Филология. Педагогика. Психология. - 2012. 
- № 2. - С. 139-146.
3. Безруких, М.М. Физиология развития человека [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер, В.Д. Сонькин.-М.: Вердана, 2009. - 180 с.
4. Блинова, Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. [Текст]: методическое пособие / Г.М. Блинова. - М.: Сфера, 2010. - 128 с.
5. Богачкина, Н.А. Психология [Текст] : конспект лекций / Н.А. Богачкина. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
7. Бурлаков, А.Н. Здоровьесберегающие технологии, их роль в развитии личности ребенка [Текст] / А.Н, Бурлаков // Сборник тезисов и статей  шестой научно-практической конференции посвященной 15-летию Центра психолого-медико-социального сопровождения «ДАРС» г. Бердска (1-2 ноября 2006 г.). 2007. - 272 с.
8. Варзин, С.А. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения Часть 3. [Текст] / С.А. Варзин, О.Ю. Тарасковская //Труды 3-й Всероссийской научной конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 374 с.
9. Венгер, Л.А. Развитие+. [Текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Старший  дошкольный возраст / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова. - М.:  НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012. - 144 с.
10. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов [Текст] : учеб.  пособие для студентов педвузов / Л.А. Венгер, В.С.Мухина. - М.: Академия, 2007. - 446 с.
11. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] :  учеб. пособие для студентов педвузов / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.:  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
12. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы [Текст] :  примерная основная общеобразовательная программа дошкольного  образования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 4-е изд., перераб. - СПб.: Питер,  2009. - 240 с.
13. Волков, Б.С. Практические вопросы детской психологии [Текст] :  учеб. пособие для студентов педвузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
14. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов /  В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: ИП Лакоцетин С.С., 2010. - 207 с.
15. Горбенко, А.В. Современная психология и педагогика [Текст] /  А.В. Горбенко // Сборник докладов Международной научной заочной  конференции (Липецк, 25 июня 2011г.). / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк:  Издательский центр «Гравис», 2011. - 320 с.
16. Григорьева, М.Р. Интеллектуально-развивающие занятия со  старшими дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / М.Р. Григорьева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 136 с.
17. Дмитреева, Н.В. Актуальные проблемы психологии личности [Текст] / Н.В. Дмитриева // Материалы межрегиональной заочной научнопрактической конференции. НГПУ. НП «Сибирская ассоциация  консультантов». 20 августа 2009. - 165 с.
18. Долгун, Н.В. Изобразительная деятельность как один из способов  подготовки к обучению в школе [Текст] / Н.В, Долгун // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 485-487.
19. Доронова, Т.Н. Из детства - в отрочество [Текст] : программа для  родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1  года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова и др. - М.: Просвещение, 2007.  - 260 с.
20. Дошкольная педагогика: организация летней оздоровительной  работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Под научной  редакцией З.Н. Ажермачевой. Авторы-составители Киселева Л.С., Ажермачева З.Н., Веденина И.Н., Воронкова Н.А., Еремеева Н.Г., Казакова  С.П., Куц Г.Г., Малышева Н.Д., Муленкова О.В., Смирнова Г.А., Фомина  Е.Н., Шевцова И.Г. - Томск: Издательство Томский ЦНТИ, 2008. - 89 с.
21. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с  предметным миром [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / О.В. Дыбина. - М: Педагогическое общество России. - 2007. - 124 с.
22. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного  возраста [Текст]: учебно-методическое пособие в 2 ч / Н.С. Ежкова. - М.  Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49 с.
23. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Т. 1 [Текст] :  монография / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 323 с.
24. Зверева, Н.В., Рощина И.Ф. (ред.) Экспериментальные методики  патопсихологии и опыт их применения [Текст] / Н,В. Зверева, И.Ф. Рощина // Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции  Москва, 23 сентября 2011. - Москва, 2011. - 203 с.
25. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] : учеб. пособие для  студентов педвузов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
26. Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет:  метод. пособие для воспитателей [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / О.А. Карабанова. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
27. Круглова, Н.Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность  ребенка [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Н.Ф. Круглова. - М.:  Эксмо, 2010. - 90 с.
28. Лобанова, А.В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе [Текст] / А.В. Лобанова //  Московский университет им. С.Ю. Витте. - 2017. - №3. - С. 304-312.
29. Масягина, О.Ю. Развитие социального интеллекта  дошкольников: методологический подход; психологические механизмы;  модель развития [Текст] / О.Ю. Масягина // Психологические науки: теория и  практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - 110 с.
30. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских  умений у старших дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева. - Спб: ООО издательство Детство Пресс, 2012 г. - 160 с.
31. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность  ребенка к школе [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Н.В.  Нижегородцева, В.Д. Шадрикова. - М.: Гуманитарный издательский центр  Владос, 2011. - 255 с.- 240 с.
32. От рождения до школы [Текст]: основная общеобразовательная  программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016. - 304 с.
33. Программа развития познавательных процессов у дошкольников  [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / под ред. А.П. Иванцева. - Волгоград, 2010. - 48 с.
34. Проничева, Л.Н. Игры на познавательное развитие [Текст] : учеб.  пособие для студентов педвузов / Л.Н. Проничева. - М.: Просвещение. - 2011. -114 с.
35. Стригунова, А.Г. Педагогические условия подготовки детей к  школе в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / А.Г.  Стригунова // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1290-1293. 
36. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие  для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия. - 2010. - 288 с.
37. Холодова, О.А. За три месяца до школы [Текст] : задания по  развитию познавательных способностей (5-6 лет) / О.А. Холодова. - М.:  Росткнига, 2009. - 80 с.
38. Щетинина, А.М. Учим дошкольников думать [Текст] : игры,  занятия, диагностика / А.М. Щетинина. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
39. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для  студентов высших учебных заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. -384 с.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Главным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она близко связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены дидактической задаче и обеспечивают её выполнение [1].
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим миром, развитие речи и т.д. Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам.
Они определяют, что и как должен выполнять каждый ребёнок процессе игры, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности