Формирование познавательной самостоятельности студентов вуза на основе дистанционных технологий

Выпускная квалификационная работа, которая была посвящена формированию позновательной самостоятельности студентов вуза на основе дистанционных технологий. В ходе проделанной автором работы, на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также результатов исследования, автор приходит к выводу, что одним из главных условий повышения качества образования является формирование у студентов вуза познавательной самостоятельной деятельности, умения самостоятельно добывать знания.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.10.2022
Объем файла
519 Кб
Количество страниц
119
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время Российское общество находится на этапе формирования новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот этап сопряжен со значительными изменениями в педагогической теории, а также на всех уровнях образования в практике работе учебно-воспитательных процессов.
Особые требования к личности, а также профессиональная подготовка студентов способствуют созданию и применению в образовательном процессе все более новейших средств и технологий обучения и дает возможность найти новые формы разработки образовательных услуг. Наиболее важным одним из таких новых форм обучения можно сказать, что это дистанционные технологии.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНОВА-ТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 14

1.1.  Развитие проблемы формирования самостоятельности в истории педагогики 14

1.2.  Теоретические основы формирования познавательной самостоятельно-сти студентов на основе дистанционных технологий 31

1.3.  Приемы развития познавательной самостоятельности студентов вуза на основе дистанционных технологий 70

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 70

2.1. Организация экспериментальной работы и методики исследования 88

2.2. Разработка и внедрение заданий на формирования познавательной самостоя-тельности студентов вуза на основе дистанционных технологий 101

2.3. Анализ и интерпретация экспериментального исследования 106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 123

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 134

ПРИЛОЖЕНИЯ 135

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Х. Гильмутдинов, Р. А. Ибрагимов, И.В. Цивильский. Электронное образование на платформе Moodle. –Казань, КГУ, 2008. – 169 с.
2. Белобородова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов с использованием электронных учебных курсов / Информационные технологии в науке и образовании: матер. междунар. научно-практич. конференции // А.Э. Попов. – М: Изд-во НОУ ИКТ, 2014. – С. 118-121.
3. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ. –1 сентября 2013. – статья 16. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/ (Дата обращения 28.11.2018).
4. Андреев А.А.  Введение в дистанционное обучение. – М.: ВУ, 2009.   
– 85 с.
5. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телеком-муникационные системы в образовании // Педагогическая информатика. – 2005. – № 1. – С. 55-63.
6. Хабибулина Э.М. Дистанционное обучение: основные термины, прин-ципы и модели, 2013. –13с. URL: http://nsportal.ru/vuz/ped agogicheskie-nauki/library/distantsionnoe-obuchenieosnovnye-terminy-printsipy-i-modeli, (Дата обращения 21.12.2018).
7. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2005. – 250 с.
8. Смирнова З.Ю., Ильин В.Е., Ловыгина Ю.И., Никитина Л.Н. Дистанционное обучение вашего ребенка (материалы для родителей). 
–2010. –С. 5-6.
9. Лебедева М. Б., Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). – 2011. – № 1. –38 с.
10. Кревский И.Г. Инновационные модели организации обучения с ис-пользованием дистанционных образовательных технологий // Менеджмент инноваций.  – 2008. – № 3. – С. 222-231.
11. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. В. Моисеев, А. Е. Петров и др.; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. –98 с.
12. Полат Е. С. Дистанционное обучение в профильной школе: учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, А. Е. Петров, М. А. Татаринов и др.; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
13. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат.  – М.: "Академия", 2008. – 59 с.
14. Система дистанционного обучения Moodle. URL:  http://www.web-learn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id =23&Itemid=23 (Дата обращения 05.08.2019).
15. Готская, Жучков, Кораблев. URL: // http://rakurs.spb.ru/2/0/2/1/?id=13  (дата обращения 25.09.2019)
16. Фирсова Е. В. Методика преподавания дискретной математики с ис-пользованием системы дистанционного обучения «Moodle» // Молодой ученый. – 2012. –  №6. –  С. 447-451.
17. Гаевская Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения. – СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. – 55 с.
18. Горская Н.Н., Камскова И.Д. Организация самостоятельной работы студентов с использованием интернет-технологий // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: Сб. статей XII Междунар. научно-техн. конф. – Пенза: ПДЗ, 2012. – С. 103-105.
19. Глазунова, Е.Г. Факторы эффективной организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений с использованием технологий e-learning / Е.Г. Глазунова // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 11. – С. 36–51.
20. Лапчик М.П. От дистанционных образовательных технологий – к системе инновационного образования. Современное образование в условиях реформирования: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. 14 апреля 2011 г. Под общ. ред. акад. РАО А.И. Таюрского. Красноярск, 2011. С. 18-22.
22. Скибицкий Э.Г., Фадейкина Н.В. Профессионализм педагога –  непременное условие повышения качества дистанционного обучения. Развитие инновационных технологий обучения в научной школе доктора педагогических наук профессора Э.Г. Скибицкого: Межвуз. сб. науч. тр. / Сиб.ин-т финансов и банк. дела. Новосибирск, 2006. С. 6–12.
23. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».  URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf (дата обращения: 26.03.2020).
24. Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». URL:http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 28.07.2019).
25. Федорова Г.А. Дистанционные образовательные технологии в про-фессиональной подготовке педагогических кадров. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Развитие отечественной системы информатизации образо-вания в здоровьесберегающих условиях», 27–28 октября 2011 г.Москва. Электронный журнал «Информационная среда образования и науки». – 2011. URL: http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/num_4_2011 (дата обращения: 02.04.2019).
26. Федорова Г.А. Профессиональная подготовка преподавателей к реа-лизации дистанционных образовательных технологий в современной школе. Современные проблемы науки и образования, 2012. URL: www.science-education.ru/103-6172 (дата обращения: 07.07.2019).
27. Демкин В.П. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии / В.П. Демкин, Г.В. Можаева // Открытое и дистанционное образование. –  2003. –  № 11-12. - С. 3-6.
28.  Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна, –  М. : Камерон. 2004. –  216 с.
29. Кревский И.Г. К проблеме лабораторных практикумов в дистанционном обучении / И.Г Кревский // Информационные технологии и системы в образовании, науке, бизнесе : сборник материалов II междунар. науч.-технич. конф. - Пенза : ПДЗ, 2000. – c. 24.
30. Винницкий Ю.А. Принципы разработки мультимедийных учебников для средней школы / Ю.А. Винницкий, Г.М. Нурмухамедов // Информатика и образование. –  2006. – № 10. – 95 с.
31. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. – М: Академия, 2004. – 416 с.
32. Общие подходы к созданию  электронных средств обучения. –  2006. URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t3.html (дата обращения 02. 04. 2020).
33. Лапчик М.П. От дистанционных образовательных технологий –  к системе инновационного образования. Современное образование в условиях реформирования: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. 14 апреля 2011. Под общ. ред. акад. РАО А.И. Таюрского.: Красноярск, 201. С. 18–22.
34. Скибицкий Э.Г., Фадейкина Н.В. Профессионализм педагога –  непременное условие повышения качества дистанционного обучения. Развитие инновационных технологий обучения в научной школе доктора педагогических наук профессора Э.Г. Скибицкого: Межвуз. сб. науч. тр. / Сиб. ин-т финансов и банк. дела. Новосибирск, 2006. С. 6–12.
35.ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf (дата обращения: 26.03.2019).
36. Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main. htm (дата обращения: 28.03.20179).
37. Федорова Г.А. Дистанционные образовательные технологии в про-фессиональной подготовке педагогических кадров. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Развитие отечественной системы информатизации образо-вания в здоровьесберегающих условиях», 27–28 октября 2011, Москва. URL: http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/num_4_2011 (дата обраще-ния:02.04.20197).
38. Федорова Г.А. Профессиональная подготовка учителей к реализации дистанционных образовательных технологий в современной школе. Современные проблемы науки и образования, 2012. – 3. URL: www.science education.ru/103-6172 (дата обращения: 07.07.2019).
39. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико- практический базис: – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. –  167 с.
40. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 2008. – 5 с.
41. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. В. Моисеев, А. Е. Петров и др.; под ред. Е. С. Полат. –  М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 98 с.
42. Д. С. Костылев Н. Т. Суханова, электронное обучение: технология создания учебных курсов. – 2016. –  №2. 8 с.
43. Матушанский Г. У. Система непрерывного профессионального обра-зования преподавателя высшей школы: Дис. д-ра пед. Наук.: Калуга, 
– 2003. – 466 с.
44. Никулина И. В. Формирование профессионально-педагогической мобильности преподавателя высшей школы: Дис. канд. пед. Наук.: Самара,
– 2005. –  207 с.
45. Иванов В. Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы: Дис.
д-ра пед. Наук.: Казань, 2007. – 341 с.
46. Владимирова учителей в сетевых сообществах/ Ежемесячный научно-методический журнал «Информатика и образование». – 2006. – №6. – С. 56-60.
47.  Покушалова Л. В. Дистанционное обучение – «образование для всех» и «образование через всю жизнь» / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. – 2011. – №3. – С. 154-156.
48. Желудкова Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения / Л. И. Желудкова, Т. А. Высочина // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф.– Челябинск: Два комсомоль-ца, 2013. – 35 с.
49. Токмянин В. В. Дистанционное образование: зависимость качества от формы обучения / В. В. Токмянин // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф.– СПб.: Реноме, – 2012. 
–  370 с.
50. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практическая конференция 31 января 2014 г.: в 15 частях. Часть 2; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. 163 с.
51. Всероссийская молодежная научно-практическая конференция с меж-дународным участием «Проблемы и перспективы развития гуманитарных наук и образования в ХХI веке, 5-6 декабря 2014, Стерлитамак, СФ БашГУ.
52. VIII Межвузовская научно-практическая конференция молодых уче-ных «Молодежь. Прогресс. Наука»,  25 марта 2013, Стерлитамак, СФ БашГУ.
53. Кулагина, Ю.А. К вопросу о подготовке будущих педагогов профес-сионального обучения к использованию элементов дистанционных технологий / Кулагина Ю.А// Известия Российского государственного педагогического  университета  им.   А.И. Герцена:   – СПб, – 2010. – № 121. 
–128 с.
54. Измайлова В.В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. – 2012, – № 2. (т. 2). 
55. Романов Н.Н. Педагогическое обеспечение интеграции содержания общего и профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Якутск, 2004. – 20 с. 
56. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: ЦК ФЛ РАО, 1997. – 248 с.
57. Аристова Л.П. Активность учения школьника [Текст] / Л.П. Аристова. – М.: Просвещение, 1968. – 39 с.
58. Венцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности т. 2 [Текст] / К.Н. Венцель // Педагогика творческой личности. – М., 1912. – 614 с.
59. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. – М.,1966. – С. 80–100.
60. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин // доклады на совещании по вопросам психологии. – М., 1954. – С. 56 – 72.
61. Гальперин, П. Я. Основные результаты исследования по проблеме “Формирование умственных действий и понятий” [Текст] / П. Я. Гальперин. – М., 1965. С. 75–86.
62. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности, учащихся в процессе обучения [Текст] / Е.Я. Голант // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся: Учен. зап. Казанского пед. института. Вып. 67, сб. 2 (ч. 1) – Казань, 1968. – С. 32–44.
63. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах [Текст] / Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение 2, 1963. –40 с.
64. Егоров С.Ф. Проблема активности и самостоятельности, учащихся в дидактике конца XIX и начала XX в [Текст] / С.Ф. Егоров. – М.: 1965. – С. 70–71.
65. Кулагина Г.Н. Формирование у студентов вечернего отделения познавательной самостоятельности и активности [Текст]: дис… канд. пед. Наук / Г.Н. Кулагина. – М., 1980. – 24 с.
66. Лемберг Р.Г. О самостоятельной работе учащихся [Текст] / Р.Г. Лемберг // Советская педагогика. – 1962, №2. – С. 86–100.
67. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1 [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 1983.– 378 с.
68. Лернер И.Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным наукам [Текст] / И.Я. Лернер // Народное образование. – 1966. – № 3 – С. 34.
69. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла [Текст]: автореф. дис… канд. пед. Наук /О.В. Петунин. – Кемерово, 2001. – 24 с.
70. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Н.И. Пирогов; под ред. А.Н. Алексюк. – М.: Педагогика, 1985. – 496 с.
71. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие для высших пед. завед. ун-тов. 2 – е изд / С.Л. Рубинштейн. – М.: пед. изд., 1946. – С. 525, С. 15.
72. Рубинштейн С.Л. Психологические воззрения К.М. Сеченева и Советская психологическая наука [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. – 1955. – № 5 – С. 34.
73. Рубинштейн С.Л. Развитие познавательной активности и самостоя-тельности учащихся и студентов [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Идея дидактики и педагогической психологии в учебном процессе: Межвуз. научн. сб.– Саратов, 1983.– 113 с.
74. Ушинский К.Д. Сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: Изд-во АНП РСФСР, 1948. – Т. 8. – 776 с.
75. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. – М., 1982. С.5, С.69.
76. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы [Текст] / И.С. Якиманская // Директор школы. – 1995. – № 3. – С. 39–45.
77. Торосян В.Ф., Торосян Е.С. Педагогическая модель формирования познавательной самостоятельности студентов технического вуза [Текст]: Высшее образование сегодня. – 2013. – № 7. – С. 51–56.
78. Торосян В.Ф., Торосян Е.С. Самообразование студентов технического вуза в условиях реализации компетентностного подхода [Текст]: Машиностроение – традиции и инновации: сборник трудов Всероссийской молодежной конференции – Томск: Изд-во ТПУ, 2011 – C. 596–599.
79.Чумаков, А.Н. Философия в профессиональной деятельности / М.В. Вальяно, А.В. Волобуев, В.Ф. Голубь, А.В. Деникин, З.Д. Деникина, Е.В. Зорина, К.А. Зуев, Н.М. Кишлакова, Д.А. Киселев, Е.В. Кораблева, Т.М. Махаматов, Е.Г. Панов, С.А. Просеков, В.П. Ратников, Д.А. Силичев, М.М. Скибицкий, Р.П. Трофимова, Л.И. Чернышева // учебное пособие -ответственный редактор А.Н. Чумаков. Москва, 2014. — 416 с.
80. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А.А. Андреев. – М. : Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
81. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики / В.П. Вахтеров. – М. : Педагогика, 1913. – 581 с. 
82. Дистерверг, А. Руководство к образованию немецких учителей / А. Дистерверг // Избранные педагогические сочинения. – М. : Учпедгиз, 1956. – 374 с. 
83. Ежов, И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка: психологические основы духовной педагогики / И.В. Ежов. – Тула : ТО ИРО, 1997. – 43 с.
84. Ивошина, Т. Г. Формирование учебной самостоятельности школьни-ков. История проблемы / Т.Г. Ивошина, Л.В. Шварёва // Известия Пензенского государственного университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. – 2011. – № 24. – С. 945 – 950. 
85. Капран, С. Б. Проблема организации и осуществления самообразова-тельной деятельности студентов в философской, психолого-педагогической и научно-методической литературе / С.Б. Капран // Молодой ученый. — 2013. — № 7. — С. 387 – 392. 
86. Каптерев, П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели / П.Ф. Каптерев. – 2-изд., доп. – СПб., 1914. – 214 с. 
87. Коменский, Я. А. Большая дидактика / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1982. – 656 с. 
88. Константинов, Н. А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – 5-e изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1982. – 447 с. 
89. Локк, Д. Педагогические сочинения / Д. Локк ; пер. с англ. Ю.М. Да-видсона ; вступ. ст. А. Ф. Шабаевой ; под ред. И. Ф. Свадковского. – М. : Учпедгиз, 1939 . – 320 с. 
90. Лордкипанидзе, Д. Ж-Ж. Руссо / Д. Лордкипанидзе. – М. : Педагогика, 2000. – 348 с. 
91. Монтень, М. Опыты. Избранные главы / М. Монтень ; пер. с фр. / М. Монтень ; сост., вступ. ст. Г. Косикова ; примеч. Н. Мавлевич. – М. : Правда, 1991. – 656 с. 
92. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1980. – 240 с. 
93. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. В 2 т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1989. – 340 с. 
94. Соколова, Л. Н. Нестандартный урок как средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01/ Л.Н. Соколова. – Калининград, 2010. – 271 с.
95. Андреев А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Изд-во МЭСИ, 2009. – 350 с. 
96. Рихтер Т. В. Особенности создания дистанционной образовательной среды в рамках системы повышения квалификации педагогических кадров // Концепт. – 2012. – № 3 (март). – ART 1225. – 0,8 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1225.htm.

 

По результатам данной диагностики на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод, что в контрольной группе число студентов с высоким уровнем самооценки силы воли увеличилась на 4%, со средним уровнем не изменилась, с низким уровнем уменьшилась на 4%. В экспериментальной группе численность студентов с высоким уровнем увеличилось на 4%, со средним уровнем возросло на 20%, с низким уровнем уменьшилось на 24%. 
Таким образом в экспериментальной группе наблюдается значительный рост самооценки силы воли за счет увеличения числа студентов, повысивших свой уровень с низкого до среднего. 
Для выявления наличия процессуального компонента познавательной самостоятельности студента снова было проведено наблюдение по модифицированной методике З.А. Васильевой (см. Приложение № 17).