Профессиональная ориентация младших школьников в учреждениях дополнительного образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современному обществу необходим человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, способный в более раннем возрасте сделать осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства. В младшем школьнике сохраняются многие детские качества: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже теряет детскую непосредственность в поведении, у них другая логика мышления. Для него обучение - значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует о том, каким он будет. Для этого возраста характерны любознательность, любопытство, огромное желание и умение собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать подходящую роль в игре.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие «профориентация» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Роль педагога дополнительного образования по профессиональной ориентации младших школьников 14
1.3 Современные формы профессиональной ориентации младших школьников 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1 Диагностическое исследование по профессиональной ориентации младших школьников в учреждении дополнительного образования (констатирующий этап) 24
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации младших школьников в учреждении дополнительного образования 37
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации младших школьников (контрольный этап) 41
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. 2015-02-27. 21031.
2. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова и др. - М., 2019. – 169с.
3. Активные формы профориентационной работы... [Электронный ресурс] – Режим доступа: гпоунпк.рф›doc/3_3_3_1.pdf свободный. – (Дата обращения 4.03.2022)
4. Атлас новых профессий/ [П. Лукша и др.]; под ред. П. Лукши; Агентство стратегических инициатив, Московская шк. упр. Сколково. – М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 216 с.
5. Байбородова, Л.В. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова – М.: Юрайт, 2020. - 363 с.
6. Белоусов А.Е. Организационно-педагогические условия непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2016. - №5. - 225с.
7. Белоусов А. А. Средства и формы профориентационной работы в предметной области «Технология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 44. – 277с.
8. Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева. // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 4-6. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/ (дата обращения: 14.04.2022).
9. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Педагогика, 2018.- 543с.
10. Горланова Н.А. Ранняя профориентация в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]/ Н.А. Горланова/ https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=938 (Дата обращения: 24.04.2021)
11. Дюкова, Т.С. Современные формы и методы профориентационной работы в образовательном учреждении [Электронный ресурс]. – Режи доступа: http://ipk.68edu.ru/consult/uros/1543-konsult-sovr-formy-2013.html, свободный. – (Дата обращения: 4.03.2022)
12. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. - М.: Просвещение, 2018. – 269с.
13. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.
14. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2014. – 192с.
15. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие / Э. Ф. Зеер. - М.: Академический Проект; 2017. – 336 с.
16. Зеер Э. Ф.. Психология профконсультирования: методическое пособие для работнков профориентационных центров, профконсультантов, работников психологических служб учебных заведений / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. – Москва: Академия, 2014. – 220 с.
17. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников /Л.А. Йовайша. – М.: Педагогика, 2016. – 129 с.
18. Киструй, А. К. Профориентационная работа с младшими школьниками/ А. К. Киструй.// Молодой ученый. - 2020. - № 27.1 (317.1). - 48 с.
19. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е.А. Климов. - М.: «Просвещение», 2020. – 159с.
20. Климов Е.А. Введение в психологию труда. / Е.А. Климов М.: Изд-во МГУ, 2016. - 199 с.
21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. /Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону, 2016. – 509 с.
22. Кривко, Е. М. Инновационные формы профессиональной ориентации
школьников в образовательной среде / Е. М. Кривко, А. А. Чернова. // Образование и воспитание. - 2017 - № 3.1 (13.1). - 23-26 с.
23. Лалетина О.В. Роль дополнительного образования в профессиональной ориентации школьников [Электронный ресурс]/ О.В. Лалетина, Д.В. Липатов /https://cyberleninka.ru/article/n/rol-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-professionalnoy-orientatsii-shkolnikov/viewer (Дата обращения: 22.04.2021)
24. Ожегов, С.А. Словарь русского языка: около 57 000 слов /под ред. Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 2020. – 797 с.
25. Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками/ В. Е. Орёл. - Ярославль, 2016. - 83 с.
26. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов»; под ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 2015.
27. Профессиональные пробы: технология и методика проведения /С. Н. Чистякова [и др.] ; под ред. С. Н. Чистяковой. М., 2014
28. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения», Воронеж : НПО "МОДЭК, 2019. – 392с.
29. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: Теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2018. – 320 с.
30. Пряжников Е. Ю. Профориентация. / Е. Ю. Пряжников. - М: Наука, 2014. - 496 c.
31. Резапкина Г.В. Словарь основных понятий профориентации. / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2017. - 210с.
32. Рябова Л. А. Ранняя профориентация как эффект просветительской и воспитательной работы с обучающимися младших возрастных групп творческих объединений КГБУ ДО «КЦИТР» [Электронный ресурс]/ Л.А. Рябова/ https://moluch.ru/th/4/archive/4/13/(Дата обращения: 22.04.2021)
33. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. [Электронный ресурс] / гл. ред. В.В. Давыдов/ http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-encyclopedia/index.htm#207 (Дата обращения: 05.05.2021)
34. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 576 с.
35. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 542 с.
36. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования / под ред. Н.В. Горбуновой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019 – 152 с.
37. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019. - 94с.
38. Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 2018. - 284 с.
39. Чистякова С.Н. Практика профессиональных проб в российских школах. Профориентация / С.Н. Чистякова // Школьные технологии. - 2017. - № 3. - 86-92 с.
40. Шарафеев Р.Х. Организация работы педагога дополнительного образования по ранней профориентации обучающихся (на примере реализации программы «Юный спасатель») [Электронный ресурс]/ Р.Х. Шарафеев/ https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-ranney-proforientatsii-obuchayuschihsya-na-primere-realizatsii/viewer (Дата обращения: 23.04.2021)
Н.С. Пряжников классифицирует методы профориентационной работы следующим образом:
информационно-справочные (профессиональная реклама и агитация, встречи со специалистами про ориентационные уроки, учебные фильмы, средства массовой информации и ярмарки профессий);
профессиональной психодиагностики (закрытые и открытые беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, сбор косвенной информации, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности);