Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей
ВВЕДЕНИЕ
Проблема общения на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест в исследованиях ученых. Человечество ждет от подрастающего поколения умения общаться и дискутировать, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях. Такое возможно при выстроенной культуре общения, которое сказывается на поведении ребенка, уважении других людей и умении проявлять к ним сочувствие и эмпатию. При этом значимую роль в формировании культуры общения приобретает семья. От того, как сложатся отношения ребенка в семье, зависит его роль в коллективе, что в совокупности влияет на социальное и личностное развитие.
В современном мире всю большую значимость принимает совокупность общего уровня развития различных познавательных процессов, которые способствуют ребенку воспринимать окружающий мир, выстраивать коммуникации и вести активный образ жизни. Культура общения является важным двигателем социализации ребенка, его развития личности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты культуры общения у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей……………6
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………6
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..12
Условия организации взаимодействия с семьёй по формированию культуры общения в дошкольном возрасте…………………………….20
ГЛАВА 2. Анализ организации взаимодействия с семьёй по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста на примере МБОУ «Бородинская СОШ» …………………………………….25
2.1 Особенности организации взаимодействия с семьёй по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Мониторинг уровня сформированности культуры общения у старших дошкольников………………………………………………………….27
2.3. Разработка методических рекомендаций по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей ………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………55
Список использованной литературы
Об образовании"Федеральный Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1, Консультант плюс
Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет [Текст] : Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 74 с
Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. 2001.– №5. – С. 51-61.
Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
Андриенко Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Белкина В. Н. Уровни взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками // Ярославский педагогический вестник. 1999. №3URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-vzaimodeystviya-detey-doshkolnogo-vozrasta-so-sverstnikami (дата обращения: 01.12.2021).
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.:Питер, 2009 — 400 с.
Бреслав Г.М. Психология эмоций. – 3-е изд., стер. – М.: Смысл, 2009 – 544с.
Брянцева Марина Витальевна, Виттенбек Виктор Константинович Роль Н. К. Крупской в создании советской системы образования: история и современность // Проблемы современного образования. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-n-k-krupskoy-v-sozdanii-sovetskoy-sistemy-obrazovaniya-istoriya-isovremennost (дата обращения: 08.10.2021).
Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2016. - 219 c.
е начинается в младенчестве и заканчивается уже в старшем, взрослом возрасте.
Рассмотрим аспекты развития нравственных представлений у детей дошкольном возрасте. Дошкольный возраст — период, когда у ребенка закладывается основа умений, знаний, навыков, формируется социальное поведение, которое позволяет выстраивать общую модель поведения. Уже в этом возрасте маленький ребенок становится личностью: со стадии индивида он переходит на этап индивидуальности с присущими только ему привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями, при этом формируются и его ценности, и правила поведения, которые напрямую зависят от нравственных качеств ребенка.
Вежливость - является основой для взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.