Формирование познавательной самостоятельности студентов вуза на основе дистанционных технологий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время Российское общество находится на этапе формирования новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот этап сопряжен со значительными изменениями в педагогической теории, а также в практике учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования.
Повышенные требования к личности и профессиональной подготовке специалистов способствуют созданию и использованию в образовательном процессе все более совершенных средств и технологий обучения, инициируют поиск новых форм реализации образовательных услуг.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНОВА-ТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 14
1.1. Развитие проблемы формирования самостоятельности в истории педагогики 14
1.2. Теоретические основы формирования познавательной самостоятельно-сти студентов на основе дистанционных технологий 31
1.3. Приемы развития познавательной самостоятельности студентов вуза на основе дистанционных технологий 70
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 70
2.1. Организация экспериментальной работы и методики исследования 88
2.2. Разработка и внедрение заданий на формирования познавательной самостоя-тельности студентов вуза на основе дистанционных технологий 101
2.3. Анализ и интерпретация экспериментального исследования 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 123
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 134
ПРИЛОЖЕНИЯ 135
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Х. Гильмутдинов, Р. А. Ибрагимов, И.В. Цивильский. Электронное образование на платформе Mооdlе. –Казань, КГУ, 2008. – 169 с.
2. Белобородова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов с использованием электронных учебных курсов / Информационные технологии в науке и образовании: матер. междунар. научно-практич. конференции // А.Э. Попов. – М: Изд-во НОУ ИКТ, 2014. – С. 118-121.
3. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ. –1 сентября 2013. – статья 16. URL: httр://www.zаkоnrf.infо/zаkоn-оb-оbrаzоvаnii-v-rf/16/ (Дата обращения 28.11.2018).
4. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. – М.: ВУ, 2009.
– 85 с.
5. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телеком-муникационные системы в образовании // Педагогическая информатика. – 2005. – № 1. – С. 55-63.
6. Хабибулина Э.М. Дистанционное обучение: основные термины, прин-ципы и модели, 2013. –13с. URL: httр://nsроrtаl.ru/vuz/реd аgоgiсhеskiе-nаuki/librаry/distаntsiоnnое-оbuсhеniеоsnоvnyе-tеrminy-рrintsiрy-i-mоdеli, (Дата обращения 21.12.2018).
7. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2005. – 250 с.
8. Смирнова З.Ю., Ильин В.Е., Ловыгина Ю.И., Никитина Л.Н. Дистанционное обучение вашего ребенка (материалы для родителей).
–2010. –С. 5-6.
9. Лебедева М. Б., Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). – 2011. – № 1. –38 с.
10. Кревский И.Г. Инновационные модели организации обучения с ис-пользованием дистанционных образовательных технологий // Менеджмент инноваций. – 2008. – № 3. – С. 222-231.
11. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. В. Моисеев, А. Е. Петров и др.; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. –98 с.
12. Полат Е. С. Дистанционное обучение в профильной школе: учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, А. Е. Петров, М. А. Татаринов и др.; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
13. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. – М.: "Академия", 2008. – 59 с.
14. Система дистанционного обучения Mооdlе. URL: httр://www.wеb-lеаrn.ru/indех.рhр?орtiоn=соm_соntеnt&viеw=аrtiсlе&id =23&Itеmid=23 (Дата обращения 05.08.2019).
15. Готская, Жучков, Кораблев. URL: // httр://rаkurs.sрb.ru/2/0/2/1/?id=13 (дата обращения 25.09.2019)
16. Фирсова Е. В. Методика преподавания дискретной математики с ис-пользованием системы дистанционного обучения «Mооdlе» // Молодой ученый. – 2012. – №6. – С. 447-451.
17. Гаевская Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения. – СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. – 55 с.
18. Горская Н.Н., Камскова И.Д. Организация самостоятельной работы студентов с использованием интернет-технологий // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: Сб. статей ХII Междунар. научно-техн. конф. – Пенза: ПДЗ, 2012. – С. 103-105.
19. Глазунова, Е.Г. Факторы эффективной организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений с использованием технологий е-lеаrning / Е.Г. Глазунова // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 11. – С. 36–51.
20. Лапчик М.П. От дистанционных образовательных технологий – к системе инновационного образования. Современное образование в условиях реформирования: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. 14 апреля 2011 г. Под общ. ред. акад. РАО А.И. Таюрского. Красноярск, 2011. С. 18-22.
Формирование нового поколения специалистов – образованных, имеющих высокий степенью общей и профессиональной культуры, интеллектуального развития, конкурентоспособности активной профессиональной и социальной активности в изменившихся социально-экономических условиях, зависит от их научной квалификации, профессиональной и педагогической компетентности в главную очередь. Трудностями педагогической подготовки и улучшения педагогического профессионализма вузовских преподавателей успешно занимается ЮНЕСКО, которая интегрирует европейские усилия в данной сфере.