Разработка программы занятий по формированию выразительной речи у дошкольников с заиканием на основе ИКТ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Заиканием называют такое речевое расстройство, которое сопровождается нарушением правильного ритма речи, а также непроизвольных запинок в процессе высказывания мыслей, что приводит к вынужденным повторам отдельных слогов (звуков). Такая патология обычно развивается в органах артикуляционного аппарата и вызывается из-за специфических судорог.
Обычно эта болезнь проявляется ещё в раннем детстве, а результаты исследования демонстрируют, что в возрастной категории младше 5 лет заикание развивается у 2,5% детей.
Как отмечаются авторы В.Ю. Кротова, Л.А. Андриевская [2] и О.К. Ибрагимова [2], у детей с заиканием выразительность речи нарушается, формирование основных сторон речи происходит более длительными темпами и с затруднениями. У заикающихся детей отмечается и нарушения готовности к речи, программы речи и умения говорить и формулировать свои мысли нормально.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ 7
1.1. Понятие и причины заикания детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития выразительной речи у детей дошкольного возраста с заиканием 13
1.3. ИКТ как методы формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста 17
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ……………………..……………22
2.1. Организация, этапы и методики констатирующего этапа эксперимента 22
2.2. Исследование выразительной речи у дошкольников с заиканием 26
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 28
Выводы по главе 2 32
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ……………………………………………………...34
3.1. Разработка программы занятий по формированию выразительной речи у дошкольников с заиканием на основе ИКТ 34
3.2. Организация и проведение формирующего этапа эксперимента.…………38
3.3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента……………......43
Выводы по главе3…………………………………………………………..47
Заключение………………………………………………………………………….50
Не найдено
тельных технологий и инновационных методик в процессе речевого развития дошкольников следует применять две формы занятий: с мультимедийной поддержкой (мультимедийные презентации) и занятия с компьютерной поддержкой [40].
С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики речевого развития дошкольников.
Т.В. Харенко отмечает, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу необходимо побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать их речевую активность [40].
Стоит отметить, что возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Действительно, яркий светящийся экран привлекает внимание детей, предоставляет возможность переключить детей с аудио на визуальное восприятие, анимационные герои вызывают огромный интерес, что в результате приводит к снятию напряжения.