Преодоление заикания у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с таким речевым нарушением, как заикание. Заикание, чаще всего, возникает у детей в период наиболее активного формирования их речи и без существенной коррекционной работы дефект может сохраняться у человека долгое время и во взрослой жизни. Основные симптомы заикания – это нарушение плавности, темпа и ритма речи, которые появляются из-за различного рода прерывания или повторения отдельных звуков и слогов. Если вовремя не начать коррекционную работу с ребенком, то это может вызвать трудности в общении с окружающими, отрицательно влиять на способность ребёнка приобретать новые знания, умения, навыки в школе. В связи с этим ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи.
Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева, В. А. Гиляровского. Разработкой методического сопровождения коррекции заикания занимались Н.А. Власова, Е.Р. Рау, В.И. Селиверстов, Н. А. Чевелева, С.А. Миронова, В.М. Шкловский и др. Изучением просодической стороной речи занимались Л.З. Арутюнян, Е.А. Архипова, Е.С. Алмазова, Н.П. Бехтерева, М. Вингейт и др.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие заикание и его причины 6
1.2 Педагогический аспект преодоления заикания у детей старшего дошкольного возраста с заиканием 17
1.3 Дидактическая игра как метод преодоления заикания 19
Вывод по первой главе 26
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 28
2.1 Констатирующий эксперимент 28
2.2 Направления коррекционной работы по преодолению заикания у старших дошкольников посредством дидактических игр 37
2.3 Контрольный эксперимент 39
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. / И.Ю. Абелева // – М. «Логос». 2004. – 213 с.
2. Андронова Л.З. О влиянии пения на заикание. / Л.З. Андронова, М.А. Арутюнян //Дефектология – №4 – 1987. – 512 с.
3. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. / Е.Э. Артемова – М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 85 с.
4. Арутюнян (Андронова), Л.З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи. / Л.З. Арутюнян (Андронова) – М.: Издательство «Эребус», 1993. – 312 с.
5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. / Е.Ф. Архипова – М.: Астрель, 2007. – 212 с.
6. Белякова Л.И. Заикание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Белякова, Е.А. Дьякова – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 135 с.
7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. / Н.А. Бернштейн – М., 1996. – 256 с.
8. Богомолова, А.И. Устранение заикания у детей и подростков. / А.И. Богомолова – М.,1977. – 290 с.
9. Борисова Е.А. Педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. / Е.А. Борисова – Екатеринбург, 2010. – 180 с.
10. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. / О.С. Боромыкова – СПб., Детство Пресс, 1999. – 65 с.
11. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов. / М.А. Виноградова – СПб.: КАРО, 2006. – 122 с.
12. Власова Н.А. Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста. / Н.А. Власова, Е.Ф. Pay – М.,Учпедгиз,1933. – 450 с.
13. Волкова Г.А. Заикание и дизонтогенез / Г.А. Волкова // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: межвуз. сб. науч. тр.; под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: Образование, 1994. – 112 с.
14. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: кн. для логопеда / Г.А. Волкова. – М.: Просвещение, 1983. – 149 с.
При отборе дидактических игр следует преследовать, прежде всего, коррекционно-развивающие цели, учитывая при этом особенности индивидуального речевого развития. Дидактические игры весьма разнообразны по форме и содержанию. Задачи логопедических игр определяет логопед в зависимости от этапа логопедических занятий с ребенком. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнять предложенные логопедом ситуации. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы, такие как игровая задача, содержание, игровые действия, правила, итог игры. Особенно важно отметить, что интерес у детей к дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности ребенка, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию, к процессу познания. В игровой деятельности дети с интересом преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои способности и умения. При подборе игр педагогу следует учитывать, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку научиться, анализировать, сравнивать, абстрагировать и обобщать [14].