Роль дыхательной гимнастики в коррекции голосовых расстройств у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Координация работы гортани и нижних дыхательных путей важна для нормального воспроизведения голоса. Нарушение координации может способствовать возникновению множества проблем с голосом. Настоящее исследование представляет собой обзор физиологии дыхательной системы и гортани, связанной с нормальным и нарушенным голосовым управлением, а также обзор методов оценки фонаторной аэродинамики. Наконец, исследуется интеграция голоса и дыхания в общие программы голосовой терапии.
Проблема нарушений голоса и их коррекции долгие годы была, да и сейчас остается, одной из сложнейших.
В имеющейся литературе по преимуществу излагаются приемы восстановления голоса у взрослых. Там же, где речь идет о восстановлении голоса у детей, содержится описание лишь отдельных методических приемов, не представляющих сколько-нибудь законченной системы.
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы коррекции голосовых расстройств методами дыхательной гимнастики 4
1. 1. Голосовые расстройства — общее понятие, виды и формы 4
1. 2. Дыхательная гимнастика в коррекции голосовых расстройств — методы и формы применения 10
Глава 2. Опытно — экспериментальное исследование коррекции голосовых расстройств методами дыхательной гимнастики 16
2. 1 Организация и проведение исследования 16
2. 2. Анализ результатов исследования 21
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Приложение №1 28
Приложение №2 40
Приложение №3 41
Список используемой литературы
1. Воронина Е.М., Лечение спастической афонии и дисфонии при помощи ортофонического метода // ЖУНГБ. 2019. № 2. С. 159-171.
2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 2012. С. 296.
3. Лебедева Н.Ф. Применение фонической ортопедии для лечения различных проявлений ложносвязочного голоса // Труды Ленинградского НИИ уха, горла, носа и речи. Т. 10. 2012. С. 171-175.
4. Фомичев М.И., Блескина М.П. Лечение афонии и дисфонии по методу вибраторной фонической ортопедии // Труды Ленинградского НИИ уха, горла, носа и речи. Т. 7. 2014. С. 95-101;
5. Фомичев М.И., Сафаров А.Н. Опыт применения фонической ортопедии при лечении афоний и дисфоний // Архив советской отоларингологии. 2016. № 2. С. 150-161;
6. England, S. J., Bartlett, Jr. D., & Daubenspeck, J. A. (1982). Influence of human vocal cord movements on airflow and resistance during eupnea. Journal of Applied Physiology, 52, 773–779.
7. Gartner-Schmidt, J. L., Hirai, R., Dastolfo, C., Rosen, C. A., Yu, L., & Gillespie, A. I. (2015). Phonatory aerodynamics in connected speech. Laryngoscope, 125, 2764–2771.
8. Gillespie, A. I., Slivka, W., Atwood, Jr. C. W., & Verdolini Abbott, K. (2015). The effects of hyper- and hypocapnia on phonatory laryngeal airway resistance in women. Journal of Speech Language Hearing Research, 58, 638–652.
9. Milstein, C. F., & Watson, P. J. (2004). The effects of lung volume initiation on speech: A perceptual study. Journal of Voice, 18, 38–45.
10. Myers, B. R., & Finnegan, E. M. (2015). The effects of articulation on the perceived loudness of the projected voice. Journal of Voice, 29, 390–399.
11. Niggemann, B. (2010). How to diagnose psychogenic and functional breathing disorders in children and adolescents. Pediatric Allergy and Immunology, 21, 895–899.
12. Picheny, M., Durlach, N., & Braida, L. (1985). Speaking clearly for the hard of hearing I: Intelligibility differences between clear and conversational speech. Journal of Speech and Hearing Research, 28, 96–103.
13. Picheny, M., Durlach, N., & Braida, L. (1986). Speaking clearly for the hard of hearing. II: Acoustic characteristics of clear and conversational speech. Journal of Speech and Hearing Research, 29, 434–446.
14. Sundberg, J. (1999). Breathing behaviors during speech in healthy females and patients with vocal fold nodules. Logopedics Phoniatrics Vocology, 24, 154–169.
Многие зарубежные логотерапевты при лечении функциональных расстройств голосообразования также применяли ортофоническую методику. Прежде всего они давали больному представление об акустических свойствах голоса. Развивали кинестетические ощущения больного и его дыхание путем сочетания дыхательных упражнений со звуками (сначала с гласными, затем с звонкими взрывными согласными). Добившись хорошего звучания голоса, тренировали голос в самостоятельной речи в клинической обстановке и вне клиники. Особое внимание обращалось на снятие при фонации напряжения гортани, губ, языка, нижней челюсти. Определенная роль отводилась фарадизации и психотерапии.
Ортофония — специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляционными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Цель ортофонического лечения — восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и арт