Развитие связной речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что связная речь представляется более сложной формой вербальный деятельности. Это последовательное и подробное высказывание мысли и один из важнейших характеристик состояния мышления ребенка. От этого зависит полнота знаний об окружающем мире, успешность учебы в школе и развитие личности в целом. В результате при всех отклонениях в развитии интеллектуальной и речевой деятельности в той или иной степени наблюдается нарушение связной речи. Эти нарушения особенно проявлены у детей с задержкой психического развития. Исследованием этого вопроса занимались такие ученые, как Р.И. Лалаева, Д.И. Бойкова, Н.Ю. Бояркова, Е.С. Слепович. [6, 27, 49]
Эта проблема в последнее время стала особо актуальной для детей с задержкой психического развития, так как развитие связной речи у этих детей происходит медленно и имеет определенные качественные особенности. Дети с задержкой психологического развития достаточно длительное время задерживаются на стадии вопросно-ответной формы речи. Переход к самостоятельному связному высказыванию довольно труден для младших школьников и во многих случаях откладывается до окончания средней школы. В процессе обновления связной речи такие дети нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, периодической помощи, которая предоставляется либо в виде вопросов, или подсказки. Ситуативная речь лучше усваивается, так как основана на наглядности или на определенной ситуации. У Детей с задержкой психического развития очень бедная лексика, в их речи присутствуют аграмматизмы, они неуклюжи в выражении собственных мыслей, их речь в основном сводится к неполным предложениям, небогата по композиции, им трудно пересказывать, выдумывать рассказ на основе сюжетной картинки, серии сюжетных иллюстраций.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ………………… 8
1.1. Особенности развития детей с задержкой психического развития…… 8
1.2. Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ……………………………… 14
1.3. Логопедическая работа, проводимая на занятиях по развитию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития………………………………………………………………………... 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………………... 30
2.1. Организация и методика исследования развития связной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития……… 30
2.2. Анализ эмпирических данных изучения развития связной речи детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте……... 44
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ………………………………………….. 54
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на логопедических занятиях………………………. 54
3.2. Содержание логопедической работы по развитию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях……………………………………………………... 62
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов …………………. 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………………... 83
Список литературы не найден
Успех обучения ребят в школе во многом зависит от владения их связным высказыванием. Как наиболее распространенный метод общения, сказанное выражение разом служит нам носителем языка, значительным инструментом мышления. Речь повсюду применяется в общественной и трудовой жизни, а также в повседневной жизни. Участок её употребления непрерывно расширяется из-за разработки современных средств связи, подобных как телефон, радио и телевидение, что позволяет транслировать устную речь на большие расстояния. Кроме того, для адекватного восприятия и воспроизведения текстовых учебных материалов необходимо умение подавать детальные ответы на вопросы, свободно объяснять свои суждения - все эти и другие учебные события требуют необходимой степени развития связной речи.
Внушительные проблемы в овладении навыками связной речи у детей с задержкой психического развития обусловлены отклонениями в формировании основных психических процессов (восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения). Кроме того, недостаток смысловых сторон речи организовывает дополнительные препятствия в овладении свободной речью.