Педагогические условия обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения

Выпускная квалификационная работа, в ходе которой автор, проанализировав психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу, определил понятие обогащения речи; описал основные сведения и методы изучения фразеологии в школьном курсе литературного чтения, разработал упражнения, которые способствуют обогащению речи детей младшего школьного возраста.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.10.2022
Объем файла
220 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Необходимость разработки данной проблемы исследования обусловлено противоречиями. Простота и лаконичность в речи с давних времён ценились среди людей. Нет человека, который стал бы опровергать, что умело владеть словом - важно. Забота каждого человека доносить свои мысли веско, ясно и кратко. Владение речью является причиной успеха человека в любом деле. Не зря говорят "хорошее слово - половина счастья".
Большое значение во все времена уделялось ораторству. Во время крупнейших подъемов культуры Древней Греции появилась риторика, наука о мастерстве речи, убеждении словом, общении. Эта наука произвела мощное воздействие на всю культуру Европы.
В настоящее время возрастает понятие правильного, убедительного слова, поэтому проблема красноречия очень важна. Цель школы состоит в том, чтобы воспитать в человеке коммуникабельности, культуре, научить применять свои познания в жизни.
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы обогащения речи обучающихся при работе с фразеологизмами…………………………………………………………………8

1.1. Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках лите-ратурного чтения как объект педагогического исследования…………8

1.2. Особенности психолого- педагогического развития речи младших школьников……………………………………………………………….17

1.3. Литературное чтение, как эффективное средство обогащения речи де-тей младшего школьного возраста фразеологизмами…………………25

1.4. Анализ рабочих программ……………………………………………….36

1.5. Анализ учебников литературного чтения в аспекте обогащения речи учащихся фразеологизмами……………………………………………...40

Глава 2. Экспериментальное исследование по реализации педагогических условий обогащения речи младших школьников на уроках литературного чтения.……………………………………………………………………………43

2.1. Диагностика уровня развития речи детей младшего школьного возрас-та…………………………………………………………………………...43

2.2. Программа по литературному чтению направленная на обогащение речи ..……………………………………………………………………………49

2.3. Диагностика уровня развития речевой деятельности учащихся начальных классов по результатам опытно-поисковой работы…………………….53

Заключение……………………………………………………………………….60

Список литературы………………………………………………………………61

Список литературы.

1.Алексеева М.М., Методика развития речи /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 1997.- с. 254.

2. Выготский Л.С., Мышление и речь/ Л.С. Выготский. – М.: Про-свещение, 1999. - с. 120.

3. Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. с. 180-181.

4. Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.с. 160. 

5. Канакина В. П., Особенности лексики младших школьников./ Начальная школа.- № 6 – 1997.- с. 18.

6. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.

7. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. Уучреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. – (Академическмй школьный учебник) (Перспектива).

8. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская; Рос. акад. наук, Рос. акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – 112 с.: ил. – (Академическмй школьный учебник) (Перспектива).

9. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с. : ил. – (Школа России).

10. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с. : ил. – (Школа России).

11. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений с аудиоприл. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч. 2. / [Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012 – 224 с. – (Школа России).

12. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на  электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / [Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Школа России)

13. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на  электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / [Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Школа России)

14. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л.Ф Климанова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с. : ил. - (Школа России)

15. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [сост. Л.Ф Климанова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с. : ил. - (Школа России)

16. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на  электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / [Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.: ил. – (Школа России)

17. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на  электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / [Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.: ил. – (Школа России)

18. Коваленко, Е.Г. Обогащение речи младших школьников русской фразеологией: учеб.-метод. пособие / Е.Г. Коваленко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. 107  с. 28-30

19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Россий-ской академии образования, 1998. с. 120.

20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.с. 120. 

21. Ладыженская Т. А., Развитие речи учащихся как теоретическая и грамматическая проблема межпредметного характера// Сов. Педагогика. – 1978. - № 9. 

22. Ладыженская Т. А., Система работы по развитию связной речи учащихся / Ладыженская Т. А.-М.: Просвещение, 1975. – с. 256 

23. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997. С. 86-90. 

24. Лыжова Л.К. Логический анализ содержания учебников как ос-нова для выбора оптимальных форм и методов обучения// Рус.яз. в школе. – 1987. - №5., с. 43

25. Львов М. Р., Методика развития речи младших школьников/ М.Г. Львов – М., Просвещение, 1985. - с. 189.

26. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников/ М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1985. – с. 176.

27. Львов, М.Р. Основы развития младших школьников / М.Р. Львов. // Начальная школа. - 1981. - №7. - с. 8 - 13. 

28. Методика развития речи/ Под ред. ЛадыженскойТ.А. – М., 1991.

29. Михеева Г. В. Обучение фразеологии русского языка в началь-ной школе (на материале учебников А.В. Поляковой)[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

30. Морозова О. В. Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе. [Электронный ресурс] Режим доступа: Http://festival.1september.ru/articles/503567/

31. Обогащение словаря младших школьников// Начальная школа- 2002. - №6. 

32. Пашкова А. В., Значение фразеологизма и контекст/ А.В. Пашкова. –Р.н-Д., 1989. – с.150.

33. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка.- М.2011.  

34. Прихожан А.М. Психологические проблемы нравственного вос-питания школьников. – М., 1980. с. 14-19. 

35. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные клас-сы. Часть 1. М., 2000.

36. Прояева О. А. Конспект урока по литературному чтению. [Элек-тронный ресурс] Режим доступа: Http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-273827.html

37. Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. с. 66. 

38. Рамзаева Т.Е. Структура и содержание современного начального языкового образования. Авторская концепция и ее реали¬зация в учебниках «Русский язык» для I - IV классов // Начальная школа. - 2003. - № 11.-С.105-110

39. Речевые секреты/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1992.

40. Речь и культура общения// начальная школа. – 1990. - №8.

41. Речь. Речь. Речь./ Под. Ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1990.

42. Сиротина О.Б., Что и зачем нужно знать учителю о русской раз-говорной речи: Пособие для учителя О.Б. Сиротина. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. - с.175 

43. Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка // Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т.– М.: Педагогика, 1987. – Т. 1. с. 176-178. 

44. Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка... с. 178-179. 

45. Соловейчик М.С., Первые шаги в изучении языка и речи/ М.С. Соловейчик. – М.: Издательство «Флинта», 2000. -  с. 79.

46. Соловейчик М.С., Первые шаги в изучении языка и речи/ М.С. Соловейчик. – М.: Московский психолого-социальный институт. Издатель-ство «Флинта», 2000.- с. 3-34, 97-99.

47. Спок  Бенджамин Ребенок и уход за ним / Пер. с англ. Н.А. Перовой. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. с. 321. 2

48. Тихеева Е. И., Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Просве-щение, 1967. - с. 108.

49. УМК  «Перспектива», авторы Л.Ф. Климаноав, Л.А. Виноград-ская, В.Г. Горецкий; 

50. УМК «системы Занкова», авторы В.А. Лазарева, Н.А. Чуракова;

51. УМК «Школа России», авторы Л.Ф. Климаноав, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.; 

52. УМК системы Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, авторы Н.Г. Ку-дина, З.Н. Новлянская; 

53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357

54. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998. с. 92-115. 

55. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника// Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998 с. 117-118.

56. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника// Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998 с. 99-100. 

В активный словарь включаются те лексические единицы, которые используются носителем языка для продуцирования (составления) собственного высказывания. Пассивный словарь складывается из лексических единиц, которые адекватно воспринимаются носителем языка при восприятии чужого высказывания. При этом соотношение объемов пассивного и активного словарей может быть различным в условиях разных форм патологий. Данные виды словарей могут быть охарактеризованы по двум параметрам: количественному (объем) и качественному (семантическое содержание). Объем лексического запаса зависит от возраста ребенка, уровня развития его познавательных и мыслительных функций, условий воспитания. Имеются установленные закономерности развития и формирования словарного запаса в развитии человека. Так, в младшем дошкольном возрасте у ребенка является доминирующим наглядно-действенное мышление, что и определяет присутствие в словаре или речи ребенка лексики, которая обозначает окружающие предметы