Педагогические условия развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в начальной школе
Введение
Актуальность работы. Большое влияние в современном процессе обучения на развитие регулятивных универсальных учебных действий оказывают интерактивные средства обучения. Они должны быть интересны ученикам, а информация посильна им. Уже с начальной школы детям нужно выработать навык работы в качественно новой среде информации, адекватно воспринимать ее проявления и научиться пользоваться ей.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования первоочередной задачей становится развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий.
В условиях перехода на ФГОС НОО одной из ключевых задач является формирование универсальных учебных действий, ведущее место среди которых занимают регулятивные универсальные учебные действия. Способности к самостоятельной деятельности, к самостоятельному мышлению на протяжении уже многих лет актуальны во всех сторонах жизни.
Содержание
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе……… 8
1.1. Подходы к трактовке понятия «универсальные учебные действия» в психолого-педагогической литературе………………………………………. 8
1.2. Средства развития регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста на уроках……………………15
1.3. Характеристика педагогических условий, способствующих развитию регулятивных универсальных действий у младших школьников…22
Выводы по главе 1…………………………………………………………29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках…………………………………………………………........................31
2.1. Изучение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста…………………….31
2.2. Система работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста с учетом выявленных условий…………………………………………………………………………...40
2.3. Анализ результатов работы…………………………………………..56
Выводы по главе 2…………………………………………………………60
Заключение……………………………………………………………….62
Список источников и литературы……………………………………..65
Приложения …………………………………………………………….. 71
Список использованных источников и литературы
Нормативные и правовые акты
1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: минобр. науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 ОБ утверждении и введении в действие ФГОС НОО – URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/745/приказ%20Об%20утверждении%2 0373.rtf (дата обращения 25.10.21).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 г. ( сизм.от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ) [Электронный ресурс]: – URL:https://base.garant.ru/70291362/(дата обращения 25.10.21).
Учебная литература
3. Аствацатуров, Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия вначальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов.и др. — М.: «Просвещение», 2011
5. Бобова, В.В. Особенности использования интерактивных заданий в современных средствах компьютерного обучения: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-interaktivnyh-zadaniy-v-sovremennyh-sredstvah-kompyuternogo-obucheniya
6. Василенко, Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов.Пособие для работников школ / Т. В. Василенко. – М.: «Грамотей», 2013
7. Воровщиков, С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология: 2-е изд., перераб. М.: «5 за знания», 2009
8. Дьячкова, Н.А. Электронные учебные материалы как средство повышения учебной активности и качества знаний, обучающихся восьмого класса на уроках биологии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://урок.рф/library/sbornik_didakticheskih_materialov_elektronnie_uchebn_223647.html
9. Инновационные образовательные технологии в преподавании предмета как средство достижения нового образовательного результата: [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://sites.google.com/site/innovobraz/vvedenie
10. Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. – Владимир; ВОИУУ, 2014 г. Составитель: Козина Е. В.
11. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
12. Кларин, М.С. Интерактивное обучение [Текст] / М.С. Кларин. –М.: Педагогика, 2015 г.-300 с.
13. Леонтьев, А.А. Психологическая теория деятельности: вчера,сегодня, завтра [Текст] / А.А. Леонтьев – М.: Смысл, 2009 – 389 с.
14. Никишина, И. В. Интерактивные формы методического обучения: учебное пособие [Текст] / И.В. Никишина.- М.:Просвещение,2007 г.- 208 с.
15. Селевко, Г. К. Групповые формы учебной деятельности. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 2005. — 535 с.
Научная литература
16. Белоусова, Л.И. Дидактические электронные ресурсы для формирования положительного отношения младшего школьника к обучению [Текст] / Л.И.Белоусова // Начальная школа плюс До и После 2014. - № 1
17. Богданова, О.А. Развитие универсальных учебных действий и предметных умений у школьников на уроках математики [Текст] / О.А. Богданова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2011. - № 2. - С. 36a.
18. Бондарь, Е.Е. Вопросы преемственности в формировании универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Е.Е. Бондарь // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития. сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 59-61.
19. Веприцкая, Л.В. Чтение как вид универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Д.В. Веприцкая // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-1 (6). С. 84-89.
20. Воронцов, А.Б. «Проектные задачи в начальной школе» Москва, Просвещение, 2010
21. Горохова, Ю. В. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» / Ю. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 662-664. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36306/ (дата обращения: 15.01.2022).
22. Жабина, Г.В. Возможности работы с текстовыми задачами для формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Г.В. Жабина // В сборнике: Подготовка студентов и учителей начальных классов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников. материалы всероссийской научно-практической конференции. под ред. Л. А. Никитиной. - 2015. - С. 128-130.
23. Индейкина, О.С. Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии [Текст] / О.С. Индейкина // Заметки ученого. 2021. № 10. С. 161-167.
24. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
25. Калашникова, Н. Г., Белорукова Е. М. Умеет ли ваш ребенок учиться и как ему помогать? Барнаул, 2015. C. 6–7
26. Кисткина, А.Н. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников как условие их успешной адаптации к основной школе [Текст] /А.Н. Кисткина // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2018. - Т. 9. № 1. - С. 36-42.
27. Корниенко, А.Н. Формирование общеучебных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А.Н. Корниенко // Аллея науки. - 2019. - Т. 5. № 1 (28). - С. 870-876.
28. Кривенко, И.В. Роль исследовательских проектов в формировании универсальных учебных действий [Текст] / И.В. Кривенко // В сборнике: Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Д.Ф. Ильясов. 2018. С. 219-222.
29. Круподерова, К.Р. Образовательный веб-квест как способ формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 188-191.
30. Леушина, И.С., Темербекова А.А. Анализ основных подходов к определению понятия «Универсальные учебные действия» в условиях федерального государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osnovnyh-podhodov-k-opredeleniyu-ponyatiya-universalnye-uchebnye-deystviya-v-usloviyah-federalnogo-gosudarstvennogo(датаобращения: 15.11.2021).
31. Лукьянович, А.К. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе внеурочной деятельности [Текст] / А.К. Лукъянович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 9. С. 225-227.
32. Михайлова, Н.Г. Развитие логического мышления младших школьников как средство формирования познавательных универсальных учебных действий [Текст] / Н.Г. Михайлова // Вестник научных конференций. 2016. № 7-3 (11). С. 89-90.
33. Назарова, Е.В. Диагностика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в инклюзивной практике [Текст] / Е.В. Назарова // Специальное образование. - 2020. - № 3 (59). С. 73-84.
34. Недюрмагомедов, Г.Г. Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки у учащихся начальной школы [Текст] / // В сборнике: XX Юбилейные царскосельские чтения. материалы международной научной конференции. 2016. С. 111-115.
35. Романовская, М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., № 6.- С.32-35.
36. Соколов, В. Ю. Особенности программы формирования универсальных учебных действий в пространстве совместной деятельности (основная школа) // Научно-педагогическое обозрение (PedagogicalReview). 2015. № 4. [Электронный ресурс]: URL: http://npo.tspu.edu.ru/archive. html?year=2015&issue=4&article_id=5682 (дата обращения: 25.10.2021).
37. Солопова, Г.Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Г.Н. Солопова // Образование и проблемы развития общества. 2022. № 1 (18). С. 48-55.
38. Суворова, Н. В. «Интерактивное обучение: Новые подходы» [Текст] / Н.В. Суворова.- М.: Мой дом, 2005 г.-158 с.
39. Тищенко, В. А. Рефлексия как условие формирования коммуникативных умений школьников [Электронный ресурс] // URL:http://www.rusnauka.com/ (дата обращения 1.12.16 г.).
40. Тюрикова, С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Текст] / С. А. Тюрикова. — ГРНТИ: 14 — Народное образование. — 2014. — 50 с.
41. Хохлова, В. А. Методы и средства формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников / В. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 652-654. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42247/ (дата обращения: 29.11.2021).
42. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни [Текст] / Г. А. Цукерман. — М.: Московский центр качества образования, 2010. — 345 с
43. Шкуричева, Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период [Текст] / Н.А. Шкуричева // Начальная школа, 2006 г., №8.
44. Шлаков, С.А. Игры учащихся [Текст] / С.А. Шлаков. –М., 2004 г.-254 с.
45. Шпика, И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников / [Текст] И.В. Шпика // Начальная школа, 2007 г., №2.
В качестве опытно-экспериментальной базы для изучения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий были взяты учащиеся 3 «В» класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов» города Дзержинска Нижегородской области в количестве 25 человек.
Работа проводилась в 3 этапа: констатирующий эксперимент (входная диагностическая работа), формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация системы работы по использованию интерактивных дидактических заданий как средства развития регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста.