Педагогические условия развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в начальной школе

Выпускная квалификационная (дипломная) работа, в ходе которой была проведена работа по формированию РУУД у детей младшего школьного возраста в 3 классе. Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация системы работы по использованию интерактивных дидактических заданий как средства развития регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.10.2022
Объем файла
2663 Кб
Количество страниц
73
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность работы. Большое влияние в современном процессе обучения на развитие регулятивных универсальных учебных действий оказывают интерактивные средства обучения. Они должны быть интересны ученикам, а информация посильна им. Уже с начальной школы детям нужно выработать навык работы в качественно новой среде информации, адекватно воспринимать ее проявления и научиться пользоваться ей.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования первоочередной задачей становится развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий.
В условиях перехода на ФГОС НОО одной из ключевых задач является формирование универсальных учебных действий, ведущее место среди которых занимают регулятивные универсальные учебные действия. Способности к самостоятельной деятельности, к самостоятельному мышлению на протяжении уже многих лет актуальны во всех сторонах жизни.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе……… 8

1.1. Подходы к трактовке понятия «универсальные учебные действия» в психолого-педагогической литературе………………………………………. 8

1.2. Средства развития регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста на уроках……………………15

1.3. Характеристика педагогических условий, способствующих развитию регулятивных универсальных действий у младших школьников…22

Выводы по главе 1…………………………………………………………29

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках…………………………………………………………........................31

2.1. Изучение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста…………………….31

2.2. Система работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста с учетом выявленных условий…………………………………………………………………………...40

2.3. Анализ результатов работы…………………………………………..56

Выводы по главе 2…………………………………………………………60

Заключение……………………………………………………………….62

Список источников и литературы……………………………………..65

Приложения …………………………………………………………….. 71

Список использованных источников и литературы

Нормативные и правовые акты 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: минобр. науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 ОБ утверждении и введении в действие ФГОС НОО –  URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/745/приказ%20Об%20утверждении%2 0373.rtf (дата обращения 25.10.21).

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 г. ( сизм.от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ) [Электронный ресурс]: –  URL:https://base.garant.ru/70291362/(дата обращения 25.10.21).

Учебная литература 

3. Аствацатуров, Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.

4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия вначальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов.и др. — М.: «Просвещение», 2011 

5. Бобова, В.В. Особенности использования интерактивных заданий в современных средствах компьютерного обучения: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-interaktivnyh-zadaniy-v-sovremennyh-sredstvah-kompyuternogo-obucheniya

6. Василенко, Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов.Пособие для работников школ / Т. В. Василенко. – М.: «Грамотей», 2013

7. Воровщиков, С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология: 2-е изд., перераб. М.: «5 за знания», 2009

8. Дьячкова, Н.А. Электронные учебные материалы как средство повышения учебной активности и качества знаний, обучающихся восьмого класса на уроках биологии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://урок.рф/library/sbornik_didakticheskih_materialov_elektronnie_uchebn_223647.html

9. Инновационные образовательные технологии в преподавании предмета как средство достижения нового образовательного результата: [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://sites.google.com/site/innovobraz/vvedenie

10. Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. – Владимир; ВОИУУ, 2014 г. Составитель: Козина Е. В.

11. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.

12. Кларин, М.С. Интерактивное обучение [Текст] / М.С. Кларин. –М.: Педагогика, 2015 г.-300 с.

13. Леонтьев, А.А. Психологическая теория деятельности: вчера,сегодня, завтра [Текст] / А.А. Леонтьев – М.: Смысл, 2009 – 389 с.

14. Никишина, И. В. Интерактивные формы методического обучения: учебное пособие [Текст] / И.В. Никишина.- М.:Просвещение,2007 г.- 208 с.

15. Селевко, Г. К. Групповые формы учебной деятельности. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 2005. — 535 с. 

Научная литература

16. Белоусова, Л.И. Дидактические электронные ресурсы для формирования положительного отношения младшего школьника к обучению [Текст] / Л.И.Белоусова // Начальная школа плюс До и После 2014.  - № 1

17. Богданова,  О.А. Развитие универсальных учебных действий и предметных умений у школьников на уроках математики [Текст] / О.А. Богданова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы.  - 2011.  - № 2.  - С. 36a.

18. Бондарь, Е.Е. Вопросы преемственности в формировании универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Е.Е. Бондарь // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития. сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 59-61.

19. Веприцкая, Л.В. Чтение как вид универсальных учебных действий младших школьников  [Текст] / Д.В. Веприцкая //  Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-1 (6). С. 84-89.

20. Воронцов, А.Б. «Проектные задачи в начальной школе» Москва, Просвещение, 2010

21. Горохова, Ю. В. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» / Ю. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 662-664. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36306/ (дата обращения: 15.01.2022).

22. Жабина, Г.В. Возможности работы с текстовыми задачами для формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Г.В. Жабина // В сборнике: Подготовка студентов и учителей начальных классов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников. материалы всероссийской научно-практической конференции. под ред. Л. А. Никитиной.  - 2015.  - С. 128-130.

23. Индейкина, О.С. Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии [Текст] / О.С. Индейкина // Заметки ученого. 2021. № 10. С. 161-167.

24. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

25. Калашникова, Н. Г., Белорукова Е. М. Умеет ли ваш ребенок учиться и как ему помогать? Барнаул, 2015. C. 6–7

26. Кисткина, А.Н. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников как условие их успешной адаптации к основной школе [Текст] /А.Н. Кисткина // Герценовские чтения. Начальное образование.  - 2018.  - Т. 9. № 1.  - С. 36-42.

27. Корниенко, А.Н. Формирование общеучебных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А.Н. Корниенко // Аллея науки.  - 2019.  - Т. 5. № 1 (28).  - С. 870-876.

28. Кривенко, И.В. Роль исследовательских проектов в формировании универсальных учебных действий [Текст] / И.В. Кривенко // В сборнике: Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Д.Ф. Ильясов. 2018. С. 219-222.

29. Круподерова, К.Р. Образовательный веб-квест как способ формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования.  - 2021.  - № 71-4.  - С. 188-191.

30. Леушина, И.С., Темербекова А.А. Анализ основных подходов к определению понятия «Универсальные учебные действия» в условиях федерального государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osnovnyh-podhodov-k-opredeleniyu-ponyatiya-universalnye-uchebnye-deystviya-v-usloviyah-federalnogo-gosudarstvennogo(датаобращения: 15.11.2021).

31. Лукьянович, А.К. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе внеурочной деятельности [Текст] / А.К. Лукъянович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 9. С. 225-227.

32. Михайлова, Н.Г. Развитие логического мышления младших школьников как средство формирования познавательных универсальных учебных действий [Текст] / Н.Г. Михайлова // Вестник научных конференций. 2016. № 7-3 (11). С. 89-90.

33. Назарова, Е.В. Диагностика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в инклюзивной практике [Текст] / Е.В. Назарова // Специальное образование.  - 2020.  - № 3 (59). С. 73-84.

34. Недюрмагомедов, Г.Г. Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки у учащихся начальной школы [Текст] / // В сборнике: XX Юбилейные царскосельские чтения. материалы международной научной конференции. 2016. С. 111-115.

35. Романовская, М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., № 6.- С.32-35.

36. Соколов, В. Ю. Особенности программы формирования универсальных учебных действий в пространстве совместной деятельности (основная школа) // Научно-педагогическое обозрение (PedagogicalReview). 2015. № 4. [Электронный ресурс]: URL: http://npo.tspu.edu.ru/archive. html?year=2015&issue=4&article_id=5682 (дата обращения: 25.10.2021).

37. Солопова, Г.Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Г.Н. Солопова  // Образование и проблемы развития общества. 2022. № 1 (18). С. 48-55.

38. Суворова, Н. В. «Интерактивное обучение: Новые подходы» [Текст] /  Н.В. Суворова.-  М.: Мой дом, 2005 г.-158 с.

39. Тищенко, В. А. Рефлексия как условие формирования коммуникативных умений школьников [Электронный ресурс] // URL:http://www.rusnauka.com/ (дата обращения 1.12.16 г.). 

40. Тюрикова, С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Текст] / С. А. Тюрикова. — ГРНТИ: 14 — Народное образование. — 2014. — 50 с. 

41. Хохлова, В. А. Методы и средства формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников / В. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 652-654. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42247/ (дата обращения: 29.11.2021).

42. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни [Текст] / Г. А. Цукерман. — М.: Московский центр качества образования, 2010. — 345 с

43. Шкуричева, Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период [Текст] / Н.А. Шкуричева // Начальная школа, 2006 г., №8.

44. Шлаков, С.А. Игры учащихся [Текст] / С.А. Шлаков. –М., 2004 г.-254 с.

45. Шпика, И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников / [Текст]  И.В. Шпика // Начальная школа, 2007 г., №2.

В качестве опытно-экспериментальной базы для изучения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий были взяты учащиеся 3 «В» класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов» города Дзержинска Нижегородской области в количестве 25 человек. 
Работа проводилась в 3 этапа: констатирующий эксперимент (входная диагностическая работа), формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация системы работы по использованию интерактивных дидактических заданий как средства развития регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста.