Средства передачи психологизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Введение
Современное литературоведение уделяет большое внимание изучению поэтики Л. Н. Толстого. Однако психологический анализ, его формы и способы воплощения в романах писателя представляются недостаточно освоенными современной наукой. Это связано, в первую очередь, с особенностями мировоззрения Л. Н. Толстого, с необыкновенной глубиной художественного осмысления им действительности и мира человеческой души.
Определим степень изученности проблемы психологического анализа в творчестве Л. Н. Толстого, в частности, в его романе «Война и мир».
А. В. Дружинин в статьях «„Метель" — „Два гусара". Повести графа Л. Н. Толстого» (1856) и «Военные рассказы графа Л. Н. Толстого» (1856) указывает на «редкое слияние могучего анализа с тонкой поэзиею, которое само по себе, без всяких посторонних примесей, ставит графа Толстого прямо в ряды первоклассных русских писателей».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………..…………………………………………3
Глава 1. Психологический анализ в русской прозе XIX века и в творчестве Л.Н.Толстого…………………………………………………………………....10
§ 1. Психологизм в русской прозе XIX века (теоретический аспект)………………………………….…………………………………..….....10
§2. Психологизм как художественная доминанта романа Л. Н. Толстого «Война и мир ........................................................................................................15
Глава 2. Психологизм как художественное средство раскрытия внутреннего мира литературного персонажа ……………………………………………………………………………….……23
§1. Понятие о психологическом изображении в прозаическом произведении и традиции психологического повествования в русской литературе конца XVIII- начала XIX веков…….………………………………………………………………………..23
§2. Развитие русского психологизма как ведущая роль в художественной культуре.……………………………………………………..………….……….36
Глава 3. Своеобразие психологизма романа – эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"……………………………………….………………………….44
§1. Изображение внутренней жизни персонажа в произведениях Л.Н. Толстого - “Диалектика души" как ведущий приём воссоздания душевной жизни героев в романе – эпопея "Война и мир" ...........………………………………………………..……………………..…......44
§2. Внутренний монолог как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа ……………………..………………………………………………………......….58
Заключение …………………………………………………………………….………………69
Литература …………………………………………………………………….………………77
Список литературы:
1. Ш.М.Мирзиёев. Миллий тараққиёт йўлимизни қатъият билан давом эттириб, янги босқичга кўтарамиз. – Тошкент:Ўзбекистон, 2017.
2. Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012
3. Толковый словарь Ожегова - (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 1949-1992.)
4. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: [юбилейное издание 1828 - 1928]: В 90 т. Серия 1: Произведения. Т. 14: Война и мир. Черновые редакции и варианты. - М.: Гослитиздат, 1953. - 445 с.
5. Кузминская Т.А.: Моя жизнь дома и в Ясной Поляне.Часть II. 1863-1864. XVI.Охота.
6. Словарь литературоведческих терминов. Шабанова Н.А. 2012
7. Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012
8. Л.Н. Толстой «Война и мир».
9. Письмо к Н. Н. Страхову от 25 марта 1873 г. //Толстой Л. Собрание сочинений в 22 т. - Т.19. Письма.- М., 1983.
10. Розанов В.В. Мысли о литературе. - М., 1989. - 383 с.
11. Жданов В. История создания романа «Анна Каренина». - М., 1970. – 252 с.
12. Толстой Л.Н. «Анна Каренина». - Тула, 1969. - 766 с.
13. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. - М., 2001. - 427 с.
14.Чернец Л.В. Невербальный диалог в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» // Русская словесность, 2010. - №2. - С. 3-8.
15.Сахаров В. «Анна Каренина»: борьба любви и нравственности с трагическим исходом// Сахаров В.И. Русская проза XVIII–XIX веков. Проблемы истории и поэтики. - М., 2002.
16.Купреянова Е.Н. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Из цикла лекций о Л.Н. Толстом. – 1954 г.
17.Успенский И.Н. Роман Толстого «Анна Каренина», - М., - 1954. - 32 с.
18.Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIXв.1997 год.
19.Андреев Л. Сборник рассказов. СПб.: Речь, 1998. 257 с.
20. Белоусов К. И. Применение метода графосемантического моделирования в лингвомаркетологических исследованиях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 8. С. 40-46.
21. Бунин И. Сборник рассказов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 376 с.
22. Головина Е. В. Репрезентация образа женщины в рассказе И. Бунина «Чаша жизни» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 9 (63): в 3-х ч. Ч. 3. С. 80-82.
23. Горький М. Сборник рассказов. М.: Просвещение, 1986. 154 с. 6. Куприн А. Сборник рассказов. М.: ЛКИ, 1999. 207 с.
24. Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой.
25. Л.В.Чернец «Образ в литературном произведении».
26. Потебня А. А. Мысль и язык // Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 175.
27. Есин А. Б. Русская литература и литературоведением. М., 2003.
28. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.
29. Густафсон Р. Ф. Обитатель и Чужак: Теология и художественное творчество Льва Толстого / Пер. с англ. Т.Бузиной. СПб., 2003.
30. Кропоткин П. Русская литература. Идеал и действительность: Курс лекций. М., 2003.
31. Психологический словарь / Под ред. В. П.Зинченко. М., 1997.
32. Лаврентьева Елена Владимировна «Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет».
33. А.С.Пушкин, собрание сочинений в 10 томах, том 5
34. Л.Н.Толстой «Воскресение».
35. Бочаров С.Г "Война и мир" Л.Н. Толстого // Три шедевра русской классики. - М.: Худож. лит-ра, 1971. - С. 7 - 106.
36. Лев Николаевич Толстой: Указатель литературы / Гос. Публичная б-ка им. М.Е. Салтыкова-Щедрина; Сост. Е.Н. Жилина; ред. Н.Я. Морачевский. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Л., 1954. - 197 с.
37. Родионов Н.С. Работа Л.Н. Толстого над рукописями «Войны и мира» // Яснополянский сборник: Литературно-критические статьи и материалы о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Год 1955-й / Музей-усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна. - Тула: Кн. изд-во, 1955. - С. 73 - 85.
38. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках / Составление Е. Покусаева. - М.: Худож. лит-ра, 1972. - 541 с.
39. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. - Л.: Сов.писатель, 1960. - 294 с.
40. Чернышевский Н.Г. О Л.Н. Толстом. - М.: Государственное изд-во художественной лит-ры, 1959. - 29 с.
41. Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике: Сб. ст. / Сост. И.Н. Сухих. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. - 408 с.
42. Апостолов Н.Н. Живой Толстой: Жизнь Л.Н. Толстого в воспоминаниях и переписке. - М.,2011
43. Воспоминания Яснополянских крестьян о Л.Н. Толстом. - Тула, 1960.
44. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика. - 2004. - №3.
45. Толстой Л.Н. Сборник статей. Пособие для учителей. М. Толстой Л.Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. (Юбилейное изд.) - М., 1928-1951 // Собр.соч.: В 90 т.-М.,1928-1951.Т.8
46. Баланюк Г. И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула,1969 г.
47. .Шадская А. В., Ремизов В. Б., Трофимова Н. А., Ежов И. В. Мир “Азбуки Льва Толстого”: Книга для учителя. / Под науч. ред. канд. Филологических наук В. Б. Ремизова.-Тула,1995.
48. .Ахметова Г.А. Мифологический лейтмотив в романе Льва Толстого "Анна Каренина". // Фольклор народов России. – Уфа, 2006. – С. 83-94.
49. .Берман Б.И. Луна и вода в мире Толстого. // Берман Б.И. Сокровенный Толстой. Религиозные видения и прозрения художественного творчества Льва Николаевича. – М., 1992. – С. 5-40.
50. .Билинкис Я.С. Характеры и время (Основные образы «Анны Карениной»). // Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н. Толстого. – Л.: Советский писатель», 1959. – С. 280-340.
51. .Бицилли П.М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого. // Л.Н. Толстой: proetcontra / Сост., вступ. ст., коммент. ибиблиогр. К.Г. Исупова. – СПб.: РХГИ, 2000. – С. 473-500.
52. .Гужиева Н.В. Изображение «красносельских скачек» в «Анне Карениной» Л. Толстого: Жизненный прообраз, функция в романе, парадоксы критики. // Очерки истории Красного Села и Дудергофа. – СПб., 2007. – С. 339-355.
53. http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1930_predislovie.shtml
54. https://cyberleninka.ru/article/n/romanizatsiya-istorii-v-voyne-i-mire-kak-hudozhestvenno-esteticheskoe-otkrytie-l-n-tolstogo-k-postanovke-problemy-1
55. https://www.dslib.net/russkaja-literatura/chelovek-i-priroda-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir.html
56. https://www.dissercat.com/content/kontseptsiya-romana-v-istoriko-literaturnykh-trudakh-mm-bakhtina
В процессе идейно-нравственных исканий герои писателя ищут не просто собственную жизненную позицию, а абсолютную истину: конкретный вопрос "Как жить мне?" неразрывно связан с общефилософскими проблемами бытия. "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?" — спрашивает себя Пьер Безухов.
Идейно-нравственные поиски героев приобретали в этих условиях чрезвычайную интенсивность и остроту, они становились стержнем проблематики всего произведения. Искания лучших героев Толстого — это искания смысла жизни, организующей, управляющей всем идеи мира. Отсюда чрезвычайная интенсивность внутренней жизни героев, отсюда и то огромное место, которое закономерно занимает в толстовских произведениях изображение внутреннего мира героев. Одной из художественных задач Л.Н. Толстого была воспитательная: ему необходимо было заставить ч