Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественного творчества
Воспитание, подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам. Патриотизм (греч. - соотечественник, - отечество) - нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои личные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять еѐ характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Художественное творчества как средство нравственно-патриотического воспитания детей
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание, подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая кот
Список используемой литературы
1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник
А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2015. - 464 c.
2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 16 – 26.
3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.
Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
4. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л.
Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2. 111 с.
5. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2015. - 204 с.
6. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
7. Бездухов В.П. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям.- Самара,2002.
8. Бондаревская, Е.В. Становление теории личностно-
ориентированиого воспитания /Е.В. Бондаревская // Актуальные проблемы современного воспитания:целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. - Волгоград,2005. - 4.1 - С. 18.
9. Быков А. К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика, 2006.- № 2,.- с. 37 — 42.84
10. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2014. - 510 c.
11. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – С.107 – 127.
12. Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З. Т. Гасанов // Педагогика. — 2005. — № 6. — С. 59−63
13. Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З. Т. Гасанов // Педагогика. — 2005. — № 6. — С. 59−63
14. Герасимова, О. Люби и знай родной свой край / О. Герасимова //Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 4-14. - (Социально- коммуникативное развитие).
15. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А.
Гогоберидзе// Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
16. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493,
17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. — 280 с.
16. Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания всовременной России: диссертация доктора педагогических наук. -М. 2003.
17. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
18. Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач //Дошкольная педагогика. - 2009. - N 2. - С. 21-26.
19. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТС Сфера, 2006. 192 с.
20. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3. – С. 6.
21. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников /
Т.В.Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
22. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л. А. Парамонова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.:
Сфера, 2011. — 320 с.
23. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: Учебник для балалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Юрайт, 2014. - 314 c.
24. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы : патриотическое воспитание дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5 - 7 лет / М. Б. Зацепина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 110 с.
25. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданскопатриотическое воспитание дошкольников. – М.: Издательство Скрипторий 2010. – 109с.
26. Киласьева, Е.А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников через взаимодействие трех поколений. / Е.А. Киласьева // Ребенок в современном мире: Материалы III Международной конференции (29 мая 2013 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. – М.: Издательство «Спутник», 2013. - С 160-164.
27. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А.
Куликова. - М.: ИЦ Академия, 2015. - 416 c.
28. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.:
Академия, 2015. – 437 с.
29. Колпачук О. С., Добрицкая И. Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. // Гармонизация психофизического и социального развития детей. — Мн., 2006. С. 66−68.
30. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6
лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
31. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2015. - 76 с.
32. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 224 с.
33. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2012. - 304 c.
34. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика 2-е изд., пер. и доп. учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
35. Немов Р. С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2014. - 496 с.
36. Нравственноо-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство Пресс», 2011. – 192 с.
37. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
38. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
39. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» Москва «Просвещение» 2016
40. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
41. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
42. Титов, В.А. ВПС: Дошкольная педагогика. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор, 2014. - 192 c.
43. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, МПСУ, 2013. - 256 c.
44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. пед. заведений. – 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с.
45. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
46. Чеботарева Н. П., Суслова М. В., Головина Ю. А. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 519-522.
47. Чеботарева Н. П., Суслова М. В., Головина Ю. А. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 519-522.
48. Чисникова И. А. Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 63-66.
49. Ястребцова А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 64-68.
50. Moreno J. L. Sociometry, Experimental Method and the Science of
Society. An Approach to a New Political Orientation. N. Y., 1951.–с246
51. Skorodumova, O. A. Introduction of educational standards of preschool education. The development of the educational program of DOE / OA. - Moscow: Scriptorium 2003, 2017. - 172 c.
52. Андреева, В.И. Педагогика творческого саморазвития : учеб. пособие для студентов / В.И. Андреева. – М. : Просвещение, 2015. – 195 с.
53. Батищев Г.С. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников как актуальная педагогическая проблема // Вестник Московского университета. –М.: Принт–Люкс, 2007. С. 32-34.
54. Валахнович С.Н. Преображение творчеством.- Мн.: Белая наука, 2013. 80 с.
55. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М.: Вымпел. 2013
56. Комарова Т.С. Художественная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Акди. 2012.
57. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания // Т. 2. М.: Педагогика. 2011.
58. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Смысл. 2013.
59. Лобанова, В.Н. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементами проектной деятельности. / Тимошенко А.Ю.. – М.: Воспитание дошкольника, 2014. -99-104 с.
60. Лопатина, О.Г. особенности организации проектной деятельности в современном детском саду. М.: Творч. Центр Сфера, 2012. 42-47 с.
61. Любимова, Л.В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников : дис. … канд. пед. наук / Л.В. Любимова. – Екатеринбург, 2004. – 247 с.
62. Савенкова А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.1: Смысл. 2012.
63. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Мир. 2011.
64. Смирницкий И.Н. Художественное восприятие как основа художественно-эстетической деятельности дошкольников. М.: Вымпел. 2009.
65. Стариченко Н. Л. Изобразительная деятельность дошкольника и младшего школьника — ступени развития / Н.Л. Стариченко // Преемственность в воспитательном процессе ДОУ и начальной школы. – Белгород: БелГУ, 1999. – С. 75 – 83.
66. Тришина Г.В. Пути формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности силами изобразительного искусства.//научные ведомости. Серия: гуманитарные науки. № 26 (197), выпуск 24. 2014.
67. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: МПСИ. 2012.
Таким образом, несмотря на разнообразие программ и методическом обеспечении патриотическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях должно давать высокие результаты. Но, как показывает практика, существуют и определенные пробелы.
1.2. Художественное творчества как средство нравственно-патриотического воспитания детей
Современные дети мало знают о своей семье, родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольный период развития