Особенности ранней диагностики и коррекции дислексии у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С каждым годом возрастает количество детей, имеющих трудности в овладении навыками чтения. Несвоевременная коррекция нарушений чтения, как правило, в будущем приводит к негативным изменениям в развитии ребёнка, а также препятствует успешному овладению школьной программы, так как чтение является основным средством получения знаний учащимися в дальнейшем. Распространенную конфигурацию речевой патологии младших школьников представляет дислексия, она относятся к интенсивно развивающейся сфере изучений, объединяющей педагогов, лингвистов, психологов, биологов и др. Известно, что значительную роль в жизни человека играет чтение: оно активизирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, а также воздействует на формирование личности человека.
На сегодняшний день одной из наиболее часто встречающихся причин неуспеваемости школьников выступает специфическое нарушение навыков чтения. В научной литературе проблема предупреждения, исследования, пре-одоления нарушений навыков чтения младших школьников рассматривается с разных позиций – нейропсихологических и психолого-педагогических.
Прогрессивное выявление данных нарушений, четкое определение их патогенеза в любом отдельном случае, отграничения дислексии от ошибок чтения другого свойственна, весьма существенно для построения системы логопедической работы с младшими школьниками.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Овладение актом чтения детьми с нормальным речевым развитием 6
1.2. Понятие, причины и виды дислексии 10
1.3. Значение ранней диагностики дислексии 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1. Организация экспериментального исследования 18
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 22
Выводы по 2 главе 29
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
3.1. Содержание коррекционно-профилактической работы с детьми младшего школьного возраста с дислексией 32
Не найдено
Также, Хватцев М.Е. выделил формы дислексий, основываясь на их спо-собах проявления: литеральная, при которой отдельные буквы не узнаются; вербальная, при которой усваиваются отдельные буквы, однако не узнаются слова [1, c. 34].
Главная причина в недостаточности усвоения букв – неустойчивость их восприятия, отсутствие четкости в представлениях о них. Как правило, в зри-тельном образе буквы сохранятся ее общая структура, выпадают отдельные детали. Таким образом, буквы взаимоуподобляются. Зачастую буквы-заместители являются наиболее простыми по своему графическому образу, нежели буквы, которые они замещают. Чем более являются буквы схожими графически, тем чаще они заменяются, в особенности, если данные буквы располагаются в слове достаточно близко друг к другу. На основе этого, Михаил Ефимович, сделал заключение о том, что зрительные стереотипы слов формируются с серьезными затруднениями, происходит замедление процесса узнавания слов.