Групповая работа на уроках права как средство развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий
Введение
Актуальность исследования коммуникативных навыков и процесса их развития у школьников волнует умы современных педагогов уже не одно десятилетие. Согласно последним тенденциям, которые мы можем наблюдать в современном школьном образовании, на первое место выходит проблема формирования компетенций в рамках компетентностного подхода, одной из которых является коммуникативная компетенция.
Важность развития коммуникативного навыка является аксиомой, так как именно в процессе общения происходит реализация человеческих социальных отношений. Общаясь, люди обмениваются между собой результатами труда, продуктами, физическими действиями, переживаниями, идеями, намерениями и пр. Для школьников наиболее важен данный навык, так как реализуется возможность строить диалог со сверстниками, взрослыми людьми, выражать и интерпретировать свои мысли и чувства, излагать факты в устной форме, успешно взаимодействовать в различных социальных контекстах – в школе, дома, в свободное время. Именно поэ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Теоретические и методологические основы развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий на основе групповых форм работы 9
1.1 Особенности коммуникативной компетентности как объекта развития в рамках школьного образования 9
1.2 Характеристика групповой деятельности, её признаки, формы и организационные принципы, основные задачи 16
Глава 2. Рекомендации по организации групповой деятельности обучающихся 10 класса ГБОУ Курганской областной школы дистанционного обучения на уроках права с целью развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий 27
2.1 Исследование развития у обучающихся 10 классов коммуникативных универсальных учебных действий 27
2.2 Рекомендации по организации групповой деятельности учащихся на уроках права в 10 классе, нацеленной на развитие у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 35
Заключение 47
Список использованных источников 52
Приложения 60
Список использованных источников
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] Адрес доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] Адрес доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
3. Абасов, З.А. Проектирование и организация групповой работы учащихся на уроке / З. А. Абасов. – Текст: электронный // Наука и школа. – 2009. – № 6. – С. 36-37. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-i-organizatsiya-gruppovoy-raboty-uchaschihsya-na-uroke (дата обращения: 20.10.2021).
4. Абразумова, М.Н. Специфика преподавания истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС // Вестник научных конференций. – 2017. – № 8-1 (24). – С. 8-9.
5. Айдарова, Л.И. Развитие ребенка в процессе обучения / Лада Айдарова. – М.: Прогресс, 1987. – 238 с.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 320 с.
7. Багдасарян, А.А. Групповая форма организации деятельности как один из способов повышения эффективности учебного процесса / А. А. Багдасарян. – Текст: электронный // Проблемы педагогики. – 2018. – № 4 (36). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovaya-forma-or.. (дата обращения: 06.05.2022).
8. Багирли, Р.Т. Общение как условие формирования навыков в процессе коллективного обучения / Р. Т. Багирли. – Текст: непосредственный // Вестник гос. ун-та культуры и искусств. – 2009. – № 6. – С. 203-205.
9. Байбородова, Л. В. Этапы организации групповой работы в учебном коллективе / Л. В. Байбородова, С. В. Данданова. – Текст: электронный // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 74-82. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-organizatsii-gruppovoy-raboty-v-uchebnom-kollektive (дата обращения: 20.10.2021).
10. Башмакова, Е.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у школьников [Текст]: пособие для учителя / Е. А. Башмакова, О. И. Жданова. – Саратов: Наука, 2018. – 171 с.
11. Биткина, А.Н. Методика развития коммуникативных умений старшеклассников в работе с источниками личного происхождения на уроках истории России: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Биткина Анастасия Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»]. – Санкт-Петербург, 2020. – 217 с.
12. Бодалев, А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 188 с.
Метод математической обработки данных.
Теоретический анализ и обобщение литературных источников
Теоретический анализ начинался с подбора необходимых источников для написания исследования. Основой работы послужили диссертации, авторефераты, научная и специализированная литература, журналы и другие источники. В рамках исследования было изучено более 50 литературных источников.
Диагностика. На данном этапе необходимо было подобрать методики диагностики для выявления уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий и непосредственно провести саму диагностику, так как развитию коммуникативных способностей должно предшествовать их исследования, с целью подбора наиболее лучших методов и способ их развития.
Развитие коммуникативных способностей у детей в целом всегда вызывала интерес психолого