Заупокойные чины в историко-литургических трудах преподавателей Духовных Академий XIX - начала XX века
Введение
Понятие смерти и осознание её неизбежности являются основополагающими мировоззренческими вопросами для каждого человека. Для христианина же смерть не является событием исчезновения, прекращения существования, но является переходом в другую реальность. Смерть – это завершение земной жизни, прекращение страстей, своеобразная черта, за которой наступает то, к чему человек стремился всю свою жизнь.
«Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк. 12:27). По учению Православной Церкви все верующие в Господа Нашего Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин.11:26). Усопшие православные христиане «не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами».
Поминовение усопших – очень важное богоугодное дело, присущее каждому православному христианину.
Заупокойные богослужения занимают важную роль в литургической традиции Православной Церкви. В Православной Церкви существуют различн
Оглавление
Введение 3
1. Обзор научного труда профессора А.А. Дмитриевского «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 2. Εὐχολόγια» 6
1.1 Краткие биографические сведения об авторе 6
1.2 Краткое содержание работы 7
1.3 Основные вопросы, рассматриваемые в работе 8
1.4 Анализ содержания основных вопросов 10
1.5 Актуальность труда профессора А.А. Дмитриевского 14
2. Обзор работы протоиерея Василия Прилуцкого «Частное богослужение в Русской церкви в XVI и первой половине XVII в.» 16
2.1 Краткие биографические данные автора 16
2.2 Краткое содержание работы 16
2.3 Основные вопросы, рассматриваемые в работе 17
2.4 Анализ содержания основных вопросов 18
2.5 Актуальность труда протоиерея Василия Прилуцкого 21
3. Обзор работы труда профессора Е.Е. Голубинского «История Русской Церкви. Том II. Часть 2» 23
3.1 Краткие биографические сведения об авторе 23
3.2 Краткое содержание работы 23
3.3 Основные вопросы, рассматриваемые в работе 24
3.4 Анализ содержания основных вопросов 24
3.5 Актуальность труда профессора Е.Е. Голубинского 26
4. Обзор работы протоиерея Константина Никольского «Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви» 27
4.1 Краткие биографические сведения об авторе 27
4.2 Краткое содержание работы 27
4.3. Основные вопросы, рассматриваемые в пособии 28
4.4 Краткий анализ некоторых вопросов, рассматриваемых в пособии 29
4.5 Актуальность работы протоиерея Константина Никольского 31
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Список используемой литературы
1. Араннц М. Избранные сочинения по литургике: В. 5 т. Т.2. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003. – 712 с.
2. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. — СПб.: Сатис, 1995. – 550 с.
3. Адаменко. В, свящ. Требник. Нижний Новгород: Благовест, 1927.– 358 с.
4. Венедикт (Алентов), иером. К истории православного богослужения. - Киев: Издательство имени святителя Льва папы Римского, 2004. С. 509.– 660 с.
5. Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиеп. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. – 1024 с.
6. Голубинский Е.Е. История русской церкви: В 4 т. Т. 2. М.: Университетская типография, 1901. С. – 921 с.
7. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока: В 3 т. Т. 2. Киев: типография Г.Т. Корчак-Новицкого, 1895. С. – 1070 с.
8. Желтов М., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века. / URL: https:// https://bogoslov.ru/article/1883125 (дата обращения: 12.11.2021)
9. Заупокойные богослужения // Православная энциклопедия под редакцией патриарха Московского и всея Руси Кирилла / URL: https://www.pravenc.ru/text/200333.html (дата обращения: 12.11.2021)
10. Нефёдов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М.: Русский Хронограф, 2004. С. 205.
11. Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2008 г. С.23.
12. Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века. СПб.: Типография Дома призрения малолетних бедных, 1881 г. С. 121.
13. Сове Б.И. Русский Гоар и его школа. // Богословские труды. 1968. № 4. С. 39–84.
14. Ткаченко А.Е, прот. Слёзы, летящие к небу. — М.: Никея, 2011. С. 23. – 220 с.
Боже духов и всякой плоти, смерть упразднивый, диавола низложивый… Со Духи праведных… И приступает седьмой священник
7 чтение. Иерей, прокимен апостола: Господь пасет мя… Апостол Рим. 14:6
Аллилуарий Блаженый… Евангелие от Иоанна 6:35
Еще просим… Со Духи праведных и остальные… Отче наш… усердно и молитва: Боже Духов и всякия плоти…
Господу помолимся… (вместо Царю Святый…) – говорит старший священник (протоиерей).
Владыко, Господи, Боже наш, твари видимыя и невидимыя Создатель, Податель неизреченных глаголов силы Твоей…
Окончание чинопоследования
В последовании можно выделить следующие основные части:
а) мирная ектения;
б) семь Апостольских чтений, которые включают в себя заупокойный прокимен, само чтение, заупокойный аллилуарий;
в) семь Евангельских чтений, включающих в себя само чтение, пение по окончании чтения Евангелия и молитву об усопшем;
г) заключительная молитва об