Особенности обучения цифровому этикету младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению особенностей обучения цифровому этикету младших школьников.
Актуальность темы исследования. Современный этикет следует рассматривать как единую целостную систему нормативно-этического характера, регулирующую взаимоотношения людей в современном глобальном обществе в реальном и цифровом измерениях, а также при взаимодействии этих измерений. В настоящее время существует острая необходимость в формировании правил цифрового этикета и как нового вида этикетной коммуникации в цифровой среде, и как важной составляющей современного этикета.
Этикетная тематика в условиях новых реалий находится на стыке гуманитарного и технико-технологического знаний и, в целом, выступает как современное конвергентное знание, определяющее новые правила нового этикета, отвечающие потребностям развития новой цивилизации, что с необходимостью требует внимания специалистов, практикующихся как в области гуманитарного знания, так и в области современных информационно-комму
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОГО ЭТИКЕТА 5
1.1 Этикет как понятие и явление 5
1.2 Цифровой этикет и его составляющие 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЦИФРОВОМУ ЭТИКЕТУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14
2.1 Цифровой этикет при дистанционном образовательном процессе 14
2.2 Проект программы внеурочной деятельности по цифровому этикету 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л.: Наука, 2018. – 201 с.
2. Володин А. Ю. Digital Humanities (Цифровые гуманитарные науки): в поисках самоопределения // Вестн. Пермского ун-та. Сер. История. 2019 № 3 (26). C. 5–12.
3. Жабенко И. Цифровой барьер и глобальные информационные сети // Коммуникативные стратегии информационного общества. Труды 1Х международной научно-теоретической конференции 26 – 27 октября 2017 г. СПб: Изд-во Политехн. унта, 2017. С. 33-37.
4. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 117 с.
5. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. – 182 с.
6. Кодекс поведения в Интернет // IT-Labs. URL: http://it-labs.narod.ru/part10.htm#a1
7. Козьякова М. И. Этикет как феномен культуры // Культура культуры. 2016 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etiket-kak-fenomen-kultury/viewer
8. Лихачева Л. С. Этикет как культурная универсалия // Фундаментальные проблемы культурологии: сб. ст. по материалам конгресса. Т. 6 Культурное наследие: от прошлого к будущему. М.: Новый хронограф: Эйдос, 2019. – 156 с.
9. Лукинова О.В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете / Ольга Лукинова. — Москва : Эксмо, 2020 — 240 с.
10. Мамина Р.И. Этикет и его измерения в информационном обществе / Р.И. Мамина // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Вып. 2. 2018. С. 204-216.
11. Можаева Г. В. Digital humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках // Гуманитарная информатика. 2020 № 9 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/digital-humanities-tsifrovoy-povorot-v-gumanitarnyh-naukah
12. Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры / пер. Н. Г. Яцюк. М.: Эксмо, 2018. – 221 с.
Актуальность владения цифровым этикетом обусловлена в том числе и тем, что цифровая эпоха актуализирует значение репутационной составляющей поведенческой культуры в сети Интернет. При этом речь идет о персональной репутации, транслируемой не только в практиках повседневности, но и в виде электронной версии этого реноме – Интернет-профиле каждого субъекта, поскольку сегодня такая информация становится открытой и общедоступной.
В частности, Дон Тапскотт, один из апологетов цифровой экономики, особо подчеркивает, что если в материальном мире репутация человека ограничена территориально, т. е. мнением о нем определенного количества людей (работодателя, продавца в местном магазине, его друзей), то в цифровой экономике репутация всех электронных персон становится мобильной, и эта мобильность позволяет любой из этих персон, независимо от места жительства, стать участником цифровой экономики при условии наличия