Оценка агрессивного поведения учащихся старших классов и его коррекция

Цель исследования дипломной работы- на теоретическом и эмпирическом уровне разработать проблему агрессивного поведения, изучить наличие и динамику агрессивного поведения старших подростков в условиях психологической службы школы
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.10.2022
Объем файла
264 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Академическая успеваемость подростков является главной заботой большинства родителей в наше время, но есть много факторов, которые отрицательно сказываются на успеваемости старших подростков.  Среди признанных психологами факторов, агрессия является жизненно важной проблемой. Она может оказать негативное влияние не только на академический уровень достижений, но и может вызвать различные поведенческие проблемы среди подрастающего поколения. Более того, агрессивное поведение влияет на общение с другими людьми, а также, только добавляет негативный опыт и все сильнее усугубляет положение. В дальнейшем все может вылиться в негативные установки по отношению к окружающим и неумением устанавливать коммуникативные связи с семьей, с друзьями, а в дальнейшем и на работе. Проведённые исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что проявления агрессии принимают более резкие формы, в то же время возраст лиц, имеющих агрессивное поведение становится только ниже [19]. Существует много причин для агрессии, в наше время её можно найти в семье, окружении сверстников, особенно в интернете.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7

1.1. Агрессия: понятие и сущность 7

1.2. Отличие агрессии и агрессивности 8

1.3. Причины агрессивного поведения у подростков 9

1.4. Виды, классификации и формы агрессивного поведения 12

1.5. Обзор исследований на тему агрессивного поведения подростков 15

1.6. Описание программы по коррекции агрессивности у подростков старших классов средствами арт-терапии 16

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18

2.1. Характеристика выборки и организация исследования 18

2.2 Методики исследования 19

2.2.1. Диагностика различных форм агрессивного поведения Басса-Дарки (подростковый, в модификации Г.В. Резапкиной) 20

2.2.2. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко 22

2.2.3. Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут) 23

2.2.4. Методы математико-статистической обработки данных 25

2.2.5. Описание программы по коррекции агрессивности у подростков старших классов средствами арт-терапии 26

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30

3.1 Результаты сравнения средних всей выборки по методике исследования «Диагностика различных форм агрессивного поведения». 30

3.1.1 Результаты исследования статистически значимых различий в показателях между выборками разного пола по методике исследования «Диагностика различных форм агрессивного поведения» 36

3.1.2. Результаты сравнения средних всей выборки по методике исследования «диагностики коммуникативной установки» 41

3.1.3. Результаты выборки по контрольной методике исследования «Опросник агрессивности» 45

3.2. Результаты корреляционных анализов. 51

3.2.1. Результаты корреляционного анализа двух методик 51

3.2.2. Результаты сравнения начального и контрольного тестов по оцениванию агрессии 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

ВЫВОДЫ 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арутюнян, Г. А. "Краткий обзор и анализ психоаналитических подходов к детской агрессии" / Г. А. Арутюнян // Инновационная наука. — 2021. — № 4. — Стр. 196 - 199.

2. Банщикова, Т. Н. "Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды" / Т. Н. Банщикова // Концепт. — 2013. — № 8 (24). — Стр. 71 - 75.

3. Барашкова, В. В. Агрессивность в юношеском возрасте / В. В. Барашкова, А. Б. Михалева. // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5-1.

4. Бородкин, Ф. М. "Социальная напряженность и агрессия" / Ф. М. Бородкин, Н. П. Володина // Мир России. Социология. Этнология. — 1997. — № 6. — Стр. 109 - 111.

5. Бохан, Н. А. Агрессия и суицидальное поведение подростков в различных условиях социализации / Н. А. Бохан, А. Ф. Аболонин, А. И. Мандель, И. Я. Назарова, И. Я. Стоянова. // Суицидология. — 2018. — № 2 (31). — Стр. 50 - 60.

6. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э. Бреслав // Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Издательство РЕЧЬ. — 2016. — Стр. 97.

7. Буянов, М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов. — М.: Издательство Просвещение. — 1988. — Стр. 208.

8. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д.Ричардсон; Учебное пособие для вузов. – СПб.: Издательство Питер. — 2014. — Стр. 208-209.

9. Василенко, Т. Г. Сравнительный анализ личностных особенностей действующих и бывших сотрудников правоохранительных органов, совершивших криминально-агрессивные деяния / Т. Г. Василенко. // Прикладная юридическая психология. — 2018. — № 3. — Стр. 123 - 132.

10. Волкова, Е. Н. Школьная драка как вид агрессивного поведения: обзор теоретических и прикладных исследований / Е. Н. Волкова, Е. В. Ковалевская. // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2020. — № 13 (3). — Стр. 51 - 64.

11. Давыдова, Л. Н. Теоретико-методологический анализ сущности, содержания и особенностей агрессивного поведения личности / Л. Н. Давыдова, М. А. Фирсова, К. Н. Фирсов. // Гуманитарные науки. — 2019. — № 4 (48). — Стр. 139 - 144.

12. Данькова, И. В. Роль социальных и психологических факторов в формировании асоциального поведения несовершеннолетнего в Республике Беларусь / И. В. Данькова. // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2019. — № 2 (44). — Стр. 114 - 117.

13. Жигалина, Е. В. Агрессия в подростковом возрасте / Е. В. Жигалина. — Вестник Науки и Творчества. — 2016. — № 2. — Стр. 27 - 28.

14. Журавлев, В. С. Почему агрессивны подростки? / В. С. Журавлев. // Педагогика. — 2017. — № 3. — Стр. 134 - 136.

15. Зигмунд, Ф. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. — СПб.: "Алетейя". —1998. — Стр. 124 - 150.

16. Иванюшина, В. А. Подростковая агрессия: групповые нормы и социальный статус среди сверстников / В. А. Иванюшина, В. В. Титкова, Д. А. Александров. // Социологический журнал. — 2016. — Т. 22. № 1. — Стр. 54 - 71.

17. Калашникова, А. С. Обзор исследований по проблеме ингибиторов агрессии (часть II) / А. С. Калашникова, Н. В. Дворянчиков, Т. Г. Василенко // Психология и право. — 2014. — № 2. — С. 46 - 61.

18. Каменская, Е. Н. "Коррекция агрессивного поведения обучающихся" / Е. Н. Каменская // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 65. — Стр. 142 - 145.

Таким образом, действительности данные параметры плотно связаны между собой: личность, пережившая отрицательные события в жизни способна относиться к обществу с проявлением подозрительности, проявление негативного обращения в взаимодействиях с людьми напрямую зависит от их проявлений негативизма, проявление жестокости любого вида может являться выражением затаённой обиды, любое проявление агрессии подразумевает негативный оттенок и, возможное в будущем агрессивное поведение. Рассматривая взаимосвязь между показателями начального опрашивания «Диагностики различных форм агрессивного поведения Басса-Дарки» (подросткового, в модификации Г.В. Резапкиной) и контрольного после проведенной коррекции «Опросника агрессивности» Л. Г. Почебута по методу Стьюдента, выявлено, что есть статистически значимые различия у двух классов в парах физических и вербальных агрессий, соответственно и у негативизма - самоагрессии. Также различия присутствуют в одном из классов у пар подозрительность – эмоциональная агрессия. Гипотеза об изменении выявленных показателей агрессии до коррекционной работы у исследуемых будет выше, чем после коррекции – является доказаной. Практическая значимость полученных результатов подтверждается тем, что наличие знаний о выявлении акцентуированных проблем, и их коррекции могут в будущем повлиять на уровень агрессивности подростков, а также их улучшение приспосабливании к социальной жизни.