Особенности психологической готовности юношей к военной службе

В результате исследования выпускной квалификационной работы был проведен теоретический анализ понятия психологической готовности в научной литературе, который показал, что психологическая готовность-это взаимосвязь социально-психологической, эмоционально-волевой и военно-профессиональной готовности, которая формирует процесс адаптации к новым жизненным условиям; развитие сферы интересов и социальной установки, склонность к определенной профессии, жизненной ориентации и положительной готовности к деятельности.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.10.2022
Объем файла
747 Кб
Количество страниц
116
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Условия современной жизни ежедневно претерпевают изменения и глобальные преобразования, которые не обошли стороной и Россию. Эти изменения задевают все сферы жизнедеятельности человека: социальную, культурную, экономическую и актуальную в наше время военно-политическую. Активная Военная реформа, проводимая в России, приносит свои положительные изменения: улучшился статус военнослужащего, повысился уровень материальной жизни и социального благосостояния, улучшилась техническая обеспеченность армии. Но, в тоже время несмотря на все положительные моменты остаются ряд проблем, которые требуют решения. Самой серьёзной проблемой является отсутствие психологической готовности молодого пополнения к прохождению военной службы по призыву. 

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3-6
1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ
1.1 Психологическая готовность как феномен в современных исследованиях…………………................................................ 7-10
1.2   Структура психологической готовности к военной службе………10-15
1.3 Формирование психологической готовности к военной службе ………………………………………………………...15-22
2. Эмпирическое исследование психологической готовности к военной службе 
2.1 Организация и методы эмпирического исследования………..……23- 27
2.2 Особенности психологической готовности юношей к военной службе……………….…………………………………………………… 27-35
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по формированию психологической готовности юношей к военной службе………………. 35-37
Заключение ………………………………………………………………….38-40
Список используемых источников и литературы………………………….41-44
Приложение…………………………………………………………………45-90

 

Литература

1.  Сорокин,  М.  Кому  доверяем  защиту  Отечества.  Сегодняшние  призывники / М.  Сорокин /

 

1. Андреев Е.В. Военно-патриотическое воспитание5 молодёжи призывного возраста в процеесе формирования  готовности к военной службе/ Ангдреев Е.А.//2011-249

2. Бондарь Н.Г. Психологическая готовность юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации/ Гуманитарные науки. – 2008. – № 6.

3. Барабанщиков А.В., Белоусов Н.А., Сысоев В.В. Готовность к прыжку с парашютом. М.: ДОСААФ, 1982. 216 с.

4. Вырщиков А.Н. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах: 2009. – 192 с.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб. : Питер, 2009. – 336

6. Водяха Ю.Е. Внутриличностный конфликт: междисциплинарный подход/ Водяха Ю.В. М.Л. Мельникова; Урал. Гос. Пед ун-т-Екатеринбург, 2010.

7. Водяха Ю. Е. Условия и особенности формирования психологической готовности к воинской службе в юношеском возрасте / Ю. Е. Водяха, Е. Е. Лаврова. : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 73-76

8. Гринберг Дж. Управление стрессом : [пер. с англ.] / Дж. Гринберг. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2002. – 496 с.

9. Донцов Д. А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста/ Д. А. Донцов, М. В. Донцова // Образовательные технологии: изд.М:- 2013.-№ 2- С.34–42.

10. Дорохина В. Г., Равикович С.И. Формирование психологической готовности подростков к производительному труду // Психология: Респ. наук.-метод. зб. Киев: Рад. школа, 1989. Вып. 32. С. 27-33.

11. Драгомиров М.И. Стратегия духа: основы воспитания войск по взглядам / Российский военный сборник. - М., 2000.

12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. 176 с. 

13. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - СПб.: Питер, 2002.-464 с.

14. КоуплендН. Психология и солдат / Н. Коупленд. – М. : Воениздат, 

15. Кузнецова Л. Э. Формирование психологической готовности юношей к прохождению обязательной военной службы в ВС РФ с точки зрения ресурсного подхода //Л. Э. Кузнецова// Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 324–327. 

16. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования/ Р.С. Лазарус // Эмоциональный стресс : физиологические и психологические реакции / под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева. – Л. : Медицина, 1970. – 405 с. 

17. ЛиндеманнX. Система психофизического саморегулирования / X. Линдеманн. - М.: РЭНАР, 1992. - 205 

18. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16 – 24.

19. Марищук В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук. - СПб.: ИД «Сентябрь», 2001. - 187 с.

20. Милерян Е. А. Психологический отбор летчиков/ Е. А. Милерян. -Киев, 1989.- 149 с

21. Минюрова С. А. Психология развития: Учебное пособие для студентов вузов / С. А. Минюрова//; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013 — C. 72. 

22. Моляко В.А. Рейтинг уровня подготовки специалистов // Среднее специальное образование. 1991. № 11. С. 21-22.

23. Морозова Н. Н., Особенности личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

24. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды; под ред. А.А. Булаева. Воронеж: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. 356 с

25. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 77–101.

26. Морозова Н.Н. Пешехнова Е.Г // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: изд. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (Саранск)- № 1.-2014- С.121–126. 

27. Носова Е. С. Формирование психологической готовности к добровольческой деятельности/Носова Е.С// Сибирский психологический журнал.-№ 25. –С. 186–190. 

28. Петрикас, В. А. Некоторые проблемы ценностных ориентаций военной молодёжи /В. А.  Петрикас // Социологические исследования. – 1995. – № 12. – С. 37.991. С. 53.

29. Приймак Е. Н. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооружѐнных сил: методические рекомендации / Е. Н. Приймак. — М.: КРЕДО, 2015. — С 28. 

30. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский. - М.: Прогресс, 1989. - 392 с.

31. Рындина О.Г. Социально-психологическая готовность допризывной молодежи к службе в Российской армии/ О.Г. Рындина : Дис. канд. психол. наук : 19.00.05. – Чебоксары, 1998. – 217 с.

32. Семянищева П. А. Психологические ресурсы преодоления стресса в ситуации отраслевых организационных изменений (на контингенте военнослужащих)/П. А. Семянищева// Вестник Московского университета. Серия 

33. Соловьёв,  С.  С.  Трансформация  ценностей  военной  службы / С.  С.  Соловьёв // Социоло-гические исследования. – 1996. – № 6. – С. 17.

34. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд. 3-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 672 с.

35. Сорокин М.А.  Кому  доверяем  защиту  Отечества.  Сегодняшние  призывники / М.  Сорокин // Социологические исследования. – 1997. – № 2. – С. 51.

36. Султанова И. В.//жур. Современные проблемы социально- психологических наук.- 2016-№ 3-С.23–28.

37. Трубин Ю.В. Подготовка граждан к военной службе в современных условиях / Качество образования в условиях реализации ФГОС нового поколения: мат-лы VII Международ. науч.-практ. конф. – Омск: Издво ОмГПУ, 2013. – С. 63.

38. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН ГрузССР, 1961. 210 с. 

39. Шадриков В.Д.Мотивация деятельности в процессе производственного обучения. Психология производственного обучения. Ярославль: ЯрГУ, 1994. 144 с.

40. Морозова Н. Н., Особенности личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте [Тест]/ Н. Н. Морозова, Е. Г. Пешехнова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: изд. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (Саранск)- № 1.-2014- С.121–126.

41. Кучерявенко, И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И. А. Кучерявенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/35/4055/ (дата обращения: 25.05.2022). (Рудик)

42. 19. Формирование у студентов навыков общения со школьниками. //Вопросы психологи, № 6, 1990.

Личностный адаптационный потенциал (ЛАП)  являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Опросник «Общая пригодность к военной службе»,

предназначена для изучения направленности к военной службе, нервно-психической устойчивости, общей познавательной способности.

Он состоит  из  76  вопросов,  либо  вопросительных  утверждений.  К  каждому  вопросу прилагается четыре возможных вариантов ответов, 

обозначенные на регистрационном бланке буквами А, Б, В, Г:

А – совершенно верно (всегда, очень вероятно);

Б– скорее всего, верно (бывает довольно часто, весьма вероятно);

В – едва ли это верно (почти никогда не бывает, маловероятно);

Г – совершенно неверно (никогда не бывает, не может быть).

Выбрав тот вариант ответа, который наиболее характерен для Вас. Свой выбор отразив в регистрационном бланке, поставив метку в соответствующей клеточке.