Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Цель исследования дипломной работы: теоретически обосновать и экспериментально выполнить диагностику и анализ эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.10.2022
Объем файла
1104 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Эмоциональная сфера   является одним из основопологающих факторов становления  личности, которая  выполняет  функцию регулирования жизнедеятельности. Эмоции рождаются и формируются при взаимодействии  с окружающим миром. Они играют очень важную роль в психологической жизни ребенка, сопровождая любую его деятельность, проникая в каждый психологический процесс. Развитию эмоциональной сферы способствует семья и атмосфера, царящая в ней, школа и вся та жизнь, которая окружает и регулярно воздействует на ребенка. Дети с нарушением  эмоционально - волевой  сферы представляют собой разнородную  группу,  характеризующаяся разными клиническими признаками  и  психолого-педагогическими особенностями. Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития. Задержка  психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом  или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных  возможностей организма. Часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается  в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов. Быстрой  перенасыщаемости в умственной деятельности. Изучением  этой проблемы интенсивно  занимались отечественные ученные: А.П. Усанова, И.М.Соловьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, М.С.Лебединский, В.Н.Мясищев, Е.П.Ильин, а также зарубежные: Э.Клапоред, В. Франкл,  Ж.П.Сартр и др. Задержка  психического развития характеризуется неравномерным формированием процесса познавательной деятельности обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоциональной сфере. Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается  на интеллектуальном развитии ребенка.

Содержание

Введение........................................................................................................................3

ГЛАВА 1. Теоретические   положения изучения  эмоциональной  сферы  у детей  с задержкой психического развития…................................................................6

1.1 Определение понятия «эмоциональная сфера» и особенности ее развития у детей..............................................................................................................................6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика  особенностей эмоциональной  сферы младших   школьников с задержкой психического развития...............13

1.3 Особенности коррекционной помощи, направленной  на развитие  эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития.............. 17

 ГЛАВА 2.Исследование  эмоциональной  сферы детей  младшего школьного возраста с задержкой психического развития…………................................…25

2.1 Методики, направленные  на изучение  эмоциональной сферы  с задержкой психического развития…………………………………………….......................25

2.2 Коррекционная  работа по развитию эмоциональной сферы у детей  с задержкой психического развития…………………………………………...….30

Заключение…………………………………………………………………..….…45

Список использованных источников…………………………………………....47

Список литературы

1. Алхатова Т.С. Организация работы и деятельность учителя-дефектолога в инклюзивном образовании детей с особыми образовательными потребностями: метод.пособие / Т.С. Алхатова, К.Б. Жанадилова, И.А. Бухарбаева. – Алматы: Альманах, 2021. – 158 с.

2. Баженова, О. В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников [Текст] / - М.: Сфера, 2010. – 192 с.

3. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Л. Белопольская. – М.:«Когито-Центр», 2009. – 47 с.

4. Белопольская, Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально- коммуникативная игра для детей 4-10 лет [Текст] / Н. Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2008. – 36 с.

5. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие / Л. Н. Блинова– М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.– 136 с.

6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.

7. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: учебно- методическое пособие / Н. Ю. Борякова – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.

8. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. – М.:

«Педагогика», 1990. – 144 с.

9. Власова, Н.В.  Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие / Н. В. Власова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 132 с.

10. Выготский, Л.С.  Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 332 с.

11. Глухов, В.П.  Специальная педагогика и специальная психология: учебник / В.П. Глухов. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 323 с.

12. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 392 с.

13. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях [Текст]: ОБР. Соч. – Т. 4. / Л. С. Выготский.– М.: Просвещение, 1984. – 450 с.

14. Громова, Т. В. Страна эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка [Текст] / Т. В. Громова. – М.: Перспектива, 2002. – 48 с.

15. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – 224 с.

16. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для   детей   с нарушением   интеллекта   [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.– М.: Просвещение, 2005. – 272 с. 

17. Ермолаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной   сферы    дошкольников    [Текст]    /    М.    В.    Ермолаева, И. Г. Ерофеева. – М.:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 336 с.

18. Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития [Текст]: подготовка к школе / О. А. Журбина, Н. В. Краснощекова.– Ростов – на – Дону: Феникс, 2007. – 157 с.

19. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: монография / А.В. Запорожец.– М.: Просвещение, 1985

20. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] / О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 167 с.

21. Изард, К. Е. Психология эмоций [Текст] / К. Е. Изард. – СПб.: Питер, 2007. – 327 с.

22. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

23. Ильин, Е. Л. Эмоции и чувства [Текст] / Е. Л. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

24. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]:   практическое   пособие   /   С.   В.   Крюкова, Н. П. Слободяник. – М.: Генезис, 2002. – 208 с.

25. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей [Текст]: учеб. пособие / В. В. Лебединский. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 148 с.

26. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: Издательство Московского университета,1990. – 197 с.

27. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Лубовский. – М.: Просвещение, 1981.– 145 с.

28. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст] / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.

В программе по развитию эмоциональной сферы используются определенные приемы, направленные на решение коррекционных и профилактических задач. В данной программе используются многофункциональные упражнения, дающие возможность одновременно решать несколько задач и позволяющие оказывать различное воздействие на всех детей с ЗПР одновременно. Метод ролей предполагает принятие ребенком определенной роли и проигрывание ее в определенной ситуации. В каждом упражнении роли детей меняются, тем самым обусловливая разнообразие проигрываемых ролей и вовлечение каждого ребенка в разнообразие ситуаций, которые в дальнейшем послужат положительным опытом социального поведения для младших школьников с ЗПР. Метод ролей предполагает ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика направлена на проигрывание детьми образов животных, сказочных героев, социальных и семейных ролей, а также неодушевленных предметов. Психодрама направлена на драматизацию картин придуманных детьми, терапевтические сказки и предполагает поочередную смену ролей детьми с ЗПР.