Классификация растворителей, применяемых при реставрации произведений живописи

В данной курсовой работе определены основные характеристики и соотнесены с конкретными группами растворителей. Определено, какой вред организму человека и поверхностям произведений живописи приносят различные типы растворителей.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.10.2022
Объем файла
383 Кб
Количество страниц
21
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Вещества, попадающие на поверхности картин или икон, во время их создания и хранения, отличаются по своему химическому составу и физической природе: это могут быть пыль и грязь или наслоения красок и лака. Некоторые из подобных покрытий нарушают ценность и целостность произведений искусств, меняют их эстетический и исторический вид. Именно поэтому подобные наслоения могут требовать удаления. Опытный реставратор должен уметь выявлять оригинальные материалы, подбирать план расчистки и знать, какие средства можно использовать в подобной ситуации, чтобы не допустить губительного воздействия на авторские слои. Главная задача специалиста - сохранить целостность оригинала, поэтому тема классификации растворителей важна и актуальна в деятельности реставратора.
В данной курсовой работе объектом исследования являются растворители, применяемые в реставрации живописи, а предметом – группировка их по различным классам с указанием всех основных характеристик (деление на органические

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3

ГЛАВА I Общая информация …………………………………………………...5

1.1 Стандартные характеристики растворителей ……………………………...5

1.2 Важность правильного выбора растворителя ……………………………...9

ГЛАВА II Классификация ……………....................……….......………………12

2.1 Неорганические растворители ……………………………………………..12

2.2 Органические растворители ……………………………………………….13

ГЛАВА III Органические растворители ………………………………………14

3.1 Спирты ………………………………………………………………………14

3.2 Эфиры …………………………………………………………....…........….16

3.3 Ароматические растворители ……………………………………………...18

3.4 Нефтяные растворители …………………………………………………....20

3.5 Терпены ………………………………………………………………..........21

3.6 Кетоны …………………………………………………………....…........…23

3.7 Хлорсодержащие растворители …………………………………………...24

3.8 Азот- и серусодержащие растворители …………………………………...26

3.9 Смеси ………………………………………………………………………..27

ГЛАВА IV Правила работы с растворителями ….............................................29

4.1 Опасность использования ………………………………………………….29

4.2 Меры защиты …………………………………………………........……….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………....…32

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГОСТ 10455-80. Реактивы. 1,4-диоксан. Технические условия [Текст]. - Взамен ГОСТ 10455-75; Введ. 30.01.80 г. – М.: Из-во стандартов, 1980. – 18 с.
Дринберг С. А., Ицко Э. Ф. Растворители для лакокрасочных материалов. / С. А. Дринберг, Э. Ф. Ицко - Ленинград: Химия, 1986. - 160 с.
Киплик, Д. И. Техника живописи / Д.И. Киплик. – М.: «СВАРОГ И К», 2008. – 502 с.
Комплексные исследования (экспертиза) произведений живописи: научно-методическое пособие. Государственный научно-исследовательский институт реставрации / ред. С. А. Кочкин. – Череповец : Порт-Апрель, 2021. – 136 с.
Кудрявцев, Е. В. Техника реставрации картин / Е. В. Кудрявцев. – М.: Издательство В. Шевчук, 2002. – 252 с.
Методы анализа лакокрасочных материалов / С. Т. Байбаева, Л. А. Миркинд, Л. П. Крылова и др. – М.: Химия, 1974 – 468 с.
Реставрационные материалы / Т. С. Федосеева, О. Н. Беляевская, О. Н. Гордюшина и др. – М.: Индрик, 2016. – 233 с.
Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени. – Санкт-Петербург: Редакционно-издательский совет Государственного Эрмитажа, 2014. – 195 с.
Реставрация икон: Методические рекомендации / ред. и с ил. М. В. Наумовой. – М.: изд-во ВXHPЦ. им. академика И. Э. Грабаря, 1993. —226 с.
Реставрация произведений станковой масляной живописи. Учеб. пособие для средних худож. заведений. / ред. И. П. Горин, З. В. Черкасова. – М.: «Искусство», 1977. – 223с.
Реставрация произведений станковой темперной живописи. Учебное пособие для высших учебных заведений / Г. С. Клокова, О. В. Демина, А. В. Инденбом и др. – М.: из-во ПСТГУ, 2013. – 240 с.
Злоупотребление растворителями // Веб-сайт по реставрации зданий URL: https://buildingconservation.com/articles/solvent/solvent.htm (дата обращения: 16.04.2022).
Статьи: сохранение. // Сохранение и эстетическая реставрация живописных произведений искусства URL: https://www.archaeology.wiki/blog/2014/06/02/the-conservation-and-aesthetic-restoration-of-painted-works-o

Размер и неподвижность молекул могут препятствовать растворению сшитых полимерных материалов, таких как высушенные масляные краски. Однако они могут поглощать молекулы растворителя, набухая и размягчаясь в процессе с образованием "геля". Благодаря такому процессу связывание пигмента значительно уменьшается до такой степени, что он легко удаляется механическим воздействием. Это явление объясняет, почему даже твердая масляная краска часто может быть удалена нейтральными растворителями, и, что важно, показывает, почему краски в авторском слое уязвимы для повреждения растворителем.
Вся расчистка произведения – это анализ риска и выгоды. Даже при использовании самого мягкого средства, такого как дистиллированная вода, всегда будет существовать возможность повреждения авторского слоя произведения живописи. Уровень риска во многом зависит от специфики ситуации: чем ближе свойства авторского и более позднего материалов, тем выше он