Изучение места и значение решения о возвращении на родину молодых людей, получивших высшее образование за рубежом
Введение
В 21 веке глобализации и универсализации, миграция становится вездесущим явлением; предметом исследовании в научной, гуманитарной и образовательной сфере. Легкость передвижения, технологическое развитие, урбанизация - представляют собой некоторые из многих факторов, лежащих в основе миграции, и сами по себе усиливают возникновение культурного разнообразия, которое, в свою очередь, имеет последствия на международном уровне. Все чаще и чаще международная миграция населения связана не только с простыми передвижениями из бедных стран в богатые. Траектории, мотивы и последствия этих миграций сложны и многочисленны. Сегодня миграция затрагивает почти 200 миллионов человек (75 миллионов в 1965 году).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения решения о возвращении на родину в субъективной картине жизненного пути личности
1.1 Становление представлений о картине жизненного пути как о психологическом явлении
1.2 Особенности понимания субъективной картины жизненного пути в российской и зарубежной психологии
1.3 Изучение образовательной миграции и её влияния на субъективную картину жизненного пути молодежи
1.4 Изучение феномена реэмиграции и его психологические факторы
Выводы по первой главе
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методы исследования
2.4 Процедура исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Результаты
3.2 Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ
Заключение
Список использованных источников
Приложение А.
Список использованных источников
1. Абульханова К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. – СПб. : Алетейя, 2001. – 304 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
3. Абульханова-Славская К.А.Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 329 с.
4. Авдашкин А.А. «Кто мы и где наша Heimat?»: этническая идентичность российских немцев на рубеже XX-XXI вв. (на материалах Челябинской области) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – 2015. – №1(28). – С. 116-124.
5. Алексеева Е. Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-perspektivy-obrazovatelnoy-migratsii-v-epohu-globalnyh-transformatsiy (дата обращения: 25.10.2021).
6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – 232 с.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г.Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1. – 232 с.
8. Арефьев A. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы // Высшее образование в России. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-rynok-obrazovatelnyh-uslug-i-rossiyskie-vuzy-1 (дата обращения: 01.03.2022).
9. Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности: Дис. …канд. психол. наук. Москва, ИП РАН, 1994. – 210 с.
10. Ахмеров Р. А. Каухометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / Р. А. Ахмеров, А. А. Кроник // М.: «Смысл», 2003. – 284 с.
11. Ахмеров Р. А. Субъективная картина жизненного пути в структуре самосознания // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. – №7.3(43) (Проблемы науки и образования). – С. 190-220.
12. Борисов В. А. Демография. М., 2001. – С. 52.
13. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания / Б.С. Братусь// Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова.–М.: Смысл, 1999. – С. 284- 298.
14. Василенко Т. Д. Телесность и субъективная картина жизненного пути личности: дисс. ... доктора психол. наук: 19.00.04. Санкт-Петербург, 2012. – 394 с.
15. Гагай В. В. Психологические особенности картины мира подростков с различным социокультурным статусом в контексте межэтнических конфликтов // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-kartiny-mira-podrostkov-s-razlichnym-sotsiokulturnym-statusom-v-kontekste-mezhetnicheskih-konfliktov (дата обращения: 30.05.2021).
16. Галой Н. Ю. Субъективный образ жизненного пути женщин-предпринимательниц : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Галой Наталья Юрьевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. – Москва, 2009. – 237 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/507.
17. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, A.A. Кроник // М.: Смысл, 2008. – 267 с.
18. Гриценко В.В. Социально-психологический климат вокруг национально-смешанных семей // Этнические факторы в жизни общества. - М.: Владос, 2001. - 154 с.
19. Гришина, Н. В. (2018). Экзистенциальная психология, учебник (1st ed.). Издательство Санкт-Петербургского университета.
20. Гришина Н.В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. 2007. Т. 28, N 5. С. 81–88.
21. Гришина, Н. В. (Ed.). (2019). Психология личности. Пребывание в изменении. Издательство Санкт-Петербургского университета.
22. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2016. – 400 с.: ил.
23. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования. Universitas. Т. 1. №3. 2013.
24. Дроздов А.И., Степанов М.Г., Иванова С.И. Процессы эмиграции и реэмиграции российских немцев конца XX – начала XXI вв. (на примере Хакасии) // Genesis: исторические исследования. – 2019. – № 1. – С. 94 - 101. DOI: 10.25136/2409-868X.2019.1.28531 (дата обращения: 02.03.2022).
25. Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2010. – 156 с.
26. Зайков К.С., Каторин И.В., Тамицкий А.М. Миграционные установки студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnye-ustanovki-studentov-obuchayuschihsya-po-obrazovatelnym-programmam-vysshego-obrazovaniya-arkticheskoy-napravlennosti (дата обращения: 02.03.2022).
27. Змиевская А. А. Современные исследования субъективной картины жизненного пути в отечественной психологии // Logos et Praxis. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-issledovaniya-subektivnoy-kartiny-zhiznennogo-puti-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 29.09.2021).
28. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности : учеб. пособие. – Гродно : ГрГУ, 2002. – 135 с.
29. Кашницкий И.С., Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Межрегиональная миграция молодёжи в России // Вопросы образования. 2016. № 3. – C. 169—203.
30. Комлева В. Доступность высшего образования для иностранных граждан в России и зарубежных странах: социально-экономический аспект / В. Комлева, В. Егоров, О. Жуликова, Ж.-К. Билье, Ф. Фраттини // РАНХиГС, 2020. – 210 с.
31. Константинов В. В. Специфика проживания мигрантов и социально-психологические факторы субъективного благополучия представителей принимающего сообщества / В. В. Константинов, Т. В. Лапшина // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-prozhivaniya-migrantov-i-sotsialno-psihologicheskie-faktory-subektivnogo-blagopoluchiya-predstaviteley-prinimayuschego (дата обращения: 30.05.2021).
32. Кроник А. А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров // М. : Смысл, 2008. – 294 с.
33. Кузнецова С.А. Миграционные установки как предмет социально-психологических исследований // Социальная психология и общество. 2013. № 4. – C. 34—45.
34. Кулеш Е. В. Психологические особенности взаимосвязи самоуправления личности с субъективной картиной её жизненного пути: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ Е. В. Кулеш. – М., 2009. – 193 с.
35. Курышева О. В. Временные и событийные нормы жизненного пути: Timing / О. В. Курышева, А. А. Змиевская // Природные системы и ресурсы. 2014. №3 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vremennye-i-sobytiynye-normy-zhiznennogo-puti-timing (дата обращения: 29.05.2021).
36. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии / Н. А. Логинова // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 32 – 41.
37. Маляров Н. А. Жизненный путь человека: определение и содержание понятия // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-put-cheloveka-opredelenie-i-soderzhanie-ponyatiya (дата обращения: 29.08.2021).
38. Манеров В. Х. Смысловые образования в субъективной картине жизненного пути личности / В. Х. Манеров, С. Т. Посохова, Н. Н. Королева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovye-obrazovaniya-v-subektivnoy-kartine-zhiznennogo-puti-lichnosti (дата обращения: 28.05.2021).
39. Нефёдов Д. В. Реэмиграция российских немцев из Германии в Россию в конце ХХ - начале ХХI в // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2015. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reemigratsiya-rossiyskih-nemtsev-iz-germanii-v-rossiyu-v-kontse-hh-nachale-hhi-v (дата обращения: 29.05.2021).
40. Овсянникова В. В. О причинах реэмиграции российских немцев из Германии в Россию в конце XX – начале XXI в. (на материалах Алтайского края) / В. В. Овсянникова, Ю. Г. Чернышов // Изв. Алт. гос. ун-та. – 2013. –Т. 2, № 4. – С. 188–192.
41. Пергаменщик Л. А. Кризисная психология: учеб. пособие. Минск: Высшая школа, 2004. – 239 с.
42. Пилюгина Е. И. Исследование уровня самооценки и особенностей социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в условиях вуза / Е. И. Пилюгина, О. Н. Тараненко // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-samootsenki-i-osobennostey-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-studentov-migrantov-v-usloviyah-vuza (дата обращения: 30.06.2021).
43. Пруцков В.Ю. Эмиграционные настроения и эмиграция немцев во второй половине XX – начале XXI вв. (на примере Хакасии) // Мир Евразии. – 2017. – № 4(39). – С. 50-54.
44. Ральникова И. А. Психология жизненного пути человека: учеб. пособие / И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова // АлтГУ. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 219 с.
45. Рашидов Х. Образовательная миграция и непрерывное образование // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-migratsiya-i-nepreryvnoe-obrazovanie (дата обращения: 7.07.2021).
46. Рубинштейн, С. Л. (2003). Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер.
47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.: ил.
48. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. - Спб.: Питер, 2000. - 712 с.
49. Савоскул М. С. Реэмиграция российских немцев из Германии в Россию: факторы и масштабы явления / "Региональные исследования". 2013. №3. с.57-68. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0681/analit01.php (дата обращения: 16.05.2022).
50. Савоскул М. С. Российские немцы в Германии: интеграция и типы этнической самоидентификации (по итогам исследования российских немцев в регионе Нюрнберг – Эрланген) [Электронный ресурс] / М. С. Савоскул // Демоском-Weekly : электрон. журн. – 2006. – № 243/244. – URL: http://demoscope.ru/weekly/2006/0243/analit03.php (дата обращения: 17.05.2022).
51. Самофалова Е. И. Особенности изучения образовательной миграции в работах зарубежных авторов // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izucheniya-obrazovatelnoy-migratsii-v-rabotah-zarubezhnyh-avtorov (дата обращения: 17.05.2022).
52. Самсонова Л.О. Российские немцы: трудный путь возвращения на историческую родину (1990-2000 гг.) // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. – 2016. – Т. 3-4, № 3-4. – С. 154-158.
53. Сердюков К. Н. Жизненные стратегии иностранных трудовых мигрантов: общеструктурные и специфические компоненты // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-strategii-inostrannyh-trudovyh-migrantov-obschestrukturnye-i-spetsificheskie-komponenty (дата обращения: 05.05.2022).
54. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. А—Й. — 702 с.
55. Соколова Г. Н. Особенности адаптации и возможности реэмиграции белорусских трудовых мигрантов (на примере Германии) / Г. Н. Соколова, А. И. Амбражевич // Социология. – 2016. – № 4. – С. 28-38.
56. Султанова Н. Д. Акмеологические основы развития личности вынужденных переселенцев / Н. Д. Султанова, Н. В. Микитюк // Акмеология. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskie-osnovy-razvitiya-lichnosti-vynuzhdennyh-pereselentsev (дата обращения: 29.03.2022).
57. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» с поправками от 24.03.2021 № 166 / Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102107419
58. Улитенко Т. В. К проблеме сложности субъективной картины жизненного пути личности // МНКО. 2013. №4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-slozhnosti-subektivnoy-kartiny-zhiznennogo-puti-lichnosti (дата обращения: 01.03.2022).
59. Хорошилов, Д. А., & Мельникова, О. Т. (2020). Методологические проблемы качественных исследований в психологии. Акрополь Москва.
60. Чернышкова М. П. Биографические кризисы в субъективной картине жизненного пути осужденных к лишению свободы / М. П. Чернышкова // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 7-1(91). – С. 191-194.
61. Черняк А.В. Политика мультикультурализма в Европе – опыт для России // PolitBook. – 2015. – №2. – С. 133-148.
62. Шарипова М. Ё. Этнокультурные особенности субъективной картины жизненного пути: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Санкт-Петербург, 2013. – 290 с.
63. Aisa R., Cabeza J., Larramona G. The effect of education on the age of migration. Available from: http://www.adetre.es/papers/timingmigration.pdf. (Accessed: 22nd January 2022).
64. Brinkerhoff J.M. Creating an Enabling Environment for Diasporas' Participation in Homeland Development // International Migration. 2012. Vol. 50, no. 1. P. 75—95.
65. Cobb-Clark D. A., Sinning M., Stillman S. Migrant’s youth/s educational achievements: the role of institutions. In: The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 2012. 29 p. Available from: http://ann.sagepub.com/content/643/1/18. (Accessed: 21st March 2022).
66. Elsbree L. The rituals of life: Patterns in narrative /L.Elsbree. - N.Y.: Kennykat, 1982. – 280 p.
67. Garrote-Sanchez, D., Kreuder, J., & Testaverde, M. (2021). Migration in Bulgaria: Current Challenges and Oportunities. World Bank Group. https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/36800/Migration-in-Bulgaria-Current-Challenges-and-Opportunities.pdf
68. Georgiev, O. (2020). Covid 19 and Reverse migration to Bulgaria. European Council for Foreign Relations. https://ecfr.eu/wp-content/uploads/Remigration-Report-ECFR-EN.pdf
69. Hayes Tang H. H. Social capital and scientific eminence: an analytical synthesis // British Journal of sociology of education. 2006. Vol. 27, ʋ 5. P. 535–537.
70. Harris J., Todaro M. Migration, unemployment, and development: a two-sector analysis // American Economic Review. 1970. №60. – P. 126-142.
71. Plaza S., Radha D. Harnessing Diaspora Resources for Africa // Diaspora for development in Africa. Washington, 2011.
72. Ravenstein E.G. The Laws of Migration // Journal of the Statistical Society of London, Vol. 48, No. 2. (June, 1885), pp. 167–235.
73. Rumbaut R. G. Assimilation and its discontents: between rhetoric and reality. International Migration Review, 1997, vol. 31, no. 4, 23 p. Available from: http://maxweber. hunter.cuny.edu/pub/eres/SOC217_PIMENTEL/culturalasimilation.pdf. (Accessed: 22nd January 2021). DOI: 10.2307/2547419.
74. Zhou Y., Jindal-Snape, Topping K., Todman J. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education. Studies in Higher Education, 2008, no. 33, pp. 63-75. Available from: http://www.ncl.ac.uk/students/insessional/assets/documents/02_inu9124_culture_shock_3.pdf. (Accessed: 22nd January 2021). DOI: 10.1080/03075070701794833. [Original source: https://studycrumb.com/alphabetizer]
Также образовательная миграция включает в себя не только получение высшего образования, но и получение дополнительного образования, повышение квалификации и участие в иных образовательных программах (Самофалова Е. И., 2015).
Миграция является достаточно сложным явлением для изучения. Не менее сложно предсказать психологические последствия, которые могут испытать те, кто решился на переезд в другую страну.
Миграция является событием с повышенным уровнем стресса. Мигрант теряет привычное окружение, привычные условия жизни, однако, приобретает и новые возможности, связанные с новыми условиями жизни. Миграцию можно рассматривать как точку отсчета для жизненного пути мигранта. Само событие миграции является поворотным событием для жизни любого ми