Использование средств и методов восстановления в подготовке легкоатлетов с миофасциальным болевым синдромом на этапе совершенствования спортивного мастерства
ВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Тренировочный процесс легкоатлетов связан с выполнением колоссальных физических нагрузок, которые предъявляют огромные требования по всем органам и системам организма спортсмена. Физические нагрузки в процессе спортивной деятельности могут сопровождаться поражением различных систем, в том числе опорно-двигательного аппарата.
Ранняя спортивная специализация, увеличение профессиональных нагрузок, усложнение техники двигательных элементов, отсутствие достаточных средств и методов восстановления в учебно-тренировочном процессе приводят к тому, что у большинства спортсменов уже в подростковом периоде формируются различные изменения мышечно-связочного аппарата, в том числе болезненные мышечные уплотнения, которые в свою очередь приводят к развитию миофасциального болевого синдрома (Андреев В.В., 1997; Порхун Н.Ф., 1998; Бариев М.М., Аухадеев Э.И., Багаутдинов А.Ш., Якупов Р.А., 2009).
Миофасциальный болевой синдром (МФБС) широко распространен в спортивной практике. Особенность нарушения проявляется в аппарате движения. Болезненные ощущения возникают в спазмированных мышцах, в которых образуются миофасциальные триггерные точки (МФТТ). Это приводит к снижению тонуса в мышцах антагонистах и дисбалансу в мышечно–сухожильном аппарате. Под воздействием МФТТ снижается физическая работоспособность, а также специальных двигательных качеств, таких как сила, быстрота, точность и гибкость (Бариев М.М., Аухадеев Э.И., Багаутдинов А.Ш., Якупов Р.А., 2009;Миляев В.П., 2012).
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ 6
1.1 Планирование тренировочного процесса легкоатлетов на этапе совершенствования спортивного мастерства 6
1.2Миофасциальный болевой синдром и методы его диагностики 20
1.3Средства и методы восстановления спортсменов с МФБС……………….23
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Цель и задачи исследования 26
2.2 Методы исследования 26
2.3 Организация исследования………………………………………………….29
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1 Структура и содержание лечебно восстановительных (диагностических) мероприятий 31
3.2 Результаты педагогического анкетирования 45
3.3 Результаты педагогического тестирования 46
ВЫВОДЫ 52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев, А.В. Рекомендации по диагностике, оценке и лечению хронической боли / В.В. Алексеев, П.Я. Бранд // Боль. – 2008. – № 1. – С. 35–40.
Алтунбаев, Р.А. Роль суставных, миофасциальных и невральных поражений в клинической структуре брахиалгий и люмбоишиалгий / Р.А. Алтунбаев, С.Г. Степнев, М.М. Сибгатуллин // Материалы XVI Российской научнопрактической конференции «Скелетно–мышечная боль». – Самара, 2010. – С. 200- 215.
Аль-БукаиМахаммад, Х.С. Физиолого-биомеханические факторы, обуславливающие гипертонус мышц у спортсменов: автореф. дис. …. канд. биол. наук: 03.00.13 – физиология / МахаммадХаледСалем Аль-Букаи. - Краснодар, 2004. - 23 с.
Анисимова, Е.И. Виды и механизмы развития боли / Е.И. Анисимова // Альманах клинической медицины. – 2001. – № 4. – С. 180-182.
Аухадеев, Э.И. Миофасциальный болевой синдром у спортсменов и возможности его лечения. Физическая культура, здравоохранение и образование в свете идей выдающегося врача и педагога Владислава Станиславовича Пирусского 101 / Э.И. Аухадеев, Р.В. Тазиев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. О.И. Загревского. - Томск: изд-во Аграф-Пресс, 2007. - С. 303-306.
Аухадеев Э.И., Тазиев Р.В. Миофасциальный болевой синдром у спортсменов и возможности его лечения. Физическая культура, здравоохранение и образование в свете идей выдающегося врача и педагога Владислава Станиславовича Пирусского: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. докт. пед. наук, проф. Загревского О.И. — Томск: Аграф-Пресс, 2007. — С. 303-306.
Бариев, М.М. Практика становления и методологические концепции развития научно-методического обеспечения спорта высших достижений в Республике Татарстан / М.М. Бариев, А.Ш. Багаутдинов, Э.И. Аухадеев, Р.А. Якупов // Теория и практика физической культуры. - 2009. - N 1. - С. 85.
Белова А.Н. Миофасциальная боль // Неврологический журнал. — 2000. — № 5. — С. 4–7.
Белова, А.Н. Шкал
На основании вышеизложенной информации тренера и спортсмены должен вместе разработать тактический план действий под каждое соревнование. По окончанию соревновательного цикла следует провести анализ эффективность примененной тактики [3]. Способами обучения спортивной тактике является: многократное повторение упражнения по заданной программе. Прыжки с определенной высоты, бег изменяющейся и с постоянной скоростью, при первой попытке броска, получение лучшего результата, использование одного из ранее изученных вариантов для запланированной ситуации, изменение тактической схемы и т.д. Спортивной тактике обычно обучают на различных соревнованиях, с помощью серии упражнений, конкретных и адаптированы ситуациях. С развитием двигательных и физических качеств и навыков, спортсмены, соревнуясь между сверстниками, приобретаются тактические навыки. Но прежде чем применить выполнить запланированную тактическую комбинацию, нужно улучшить функциональные навыки и технические способности спортсмена.