Финансирование здравоохранения Республики Саха (якутия) : проблемы и перспективы
ВВЕДЕНИЕ
Здравоохранение — важнейшая отрасль социальной сферы, максимально приближенная к людям. Именно на нем лежит основная ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения. Охрана здоровья представляет собой особую сферу социальной политики государства по обеспечению граждан медицинской помощью и профилактике заболеваний. Эффективность проводимых в этом направлении мероприятий становится существенным фактором, стабилизирующим социально-политическую обстановку в обществе и обеспечивающим национальную безопасность. В целях устойчивого социально-экономического развития в 2007 — 2020 гг. руководство Российской Федерации определило, что одним из важнейших приоритетов государственной политики на среднесрочную перспективу должно стать сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Это решение было закреплено в Концепции долгосрочного со
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические основы финансирования региональной системы здравоохранения 5
1.1 Сущность и модели финансирования здравоохранения, применяемые в мировой практике 5
1.2 Общая характеристика системы обязательного медицинского страхования в России 12
1.3 Бюджетное финансирование учреждений здравоохранения 20
2 . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) 27
2.1 Общая характеристика системы здравоохранения Республики Саха (Якутия) 27
2.2 Система обязательного медицинского страхования на территории Республики Саха (Якутия) 32
2.3 Финансирование за счет бюджетных и внебюджетных источников на территории Республики Саха (Якутия) 40
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 47
3.1 Основные проблемы в финансирования системы здравоохранения Республики Саха (Якутия) 47
3.2 Направления дальнейшего развития финансирования системы здравоохранения Республики Саха (Якутия) 49
3.3 Экономическая эффективность основных предложенных разработок 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями на 21 июля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2021 № 323-ФЗ (ред. от 07.03.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2021. - № 48. - Ст. 6724.
3. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2020 № 326-ФЗ (ред. от 28.01.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 49. - Ст. 6422.
4. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 597 // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 19. – Ст. 2334.
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3.12.2022 года // Рос. газета. – 2022.
6. Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности: Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 (ред. от 14.09.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 47. - Ст. 6501.
7. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 (ред. от 16.03.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 26. - Ст. 3526.
8. Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 г. № 1340н // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 19. - Ст. 321.
9. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Саха: Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.10.2021 № 70-пп (с изменениями на 26 апреля 2021 года) // Собрание законодательства Республики Саха (Якутия). - 2022. - № 34. - Ст. 23.
10. О государственной программе «Здравоохранение Республики Саха (Якутия)» на 2021-2024 годы: Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.01.2021 № 15-пп // Собрание законодательства Республики Саха. – 2021. - № 83. – Ст. 102.
11. О Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия): Приложение к постановлению Администрации Республики Саха (Якутия) от 12.05.2021 № 193-па // Собрание законодательства Республики Саха (Якутия). – 2021. - № 21. – Ст. 56.
12. Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Республики Саха осуществляет функции и полномочия учредителя, оказываемые ими сверх установленного государственного задания: Приказ Министерства Здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 07.06.2012 № 453 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/444901562, свободный (25.05.2020).
13. Александрова, О.Ю. Организационно-правовые проблемы реализации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования / О.Ю. Александрова, В.В. Мадьянова, А.П. Столбов // Здравоохранение. – 2021. – №9. – С. 157–164.
14. Акишкин, В.Г. Региональное здравоохранение в условиях институциональных преобразований: экономико-финансовый аспект: монография / В. Г. Акишкин, И. Е. Квятковский, С. А. Путина. – Волгоград.: Волгоградское науч. изд-во, 2014. – 276 с.
15. Арбитайло, И.Я. Ситуация рынка медицинских услуг в России и в мире: вчера, сегодня, завтра / И.Я. Арбитайло // Вестник Томcкого государственного университета. – 2014. - №8. – С.64-73.
16. Аюшиев, А.Д. Развитие системы финансирования лечебно-профилактических учреждений / А.Д. Аюшиев // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2021. – №18. – С. 9–16.
17. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. – 687 с.
18. Вишняков, Н.И. Основы экономики здравоохранения: Учебн. пособие / Под ред. проф. Н.И.Вишнякова, проф. В.А.Миняева. – М.: МЕД пресс-информ, 2020. – 144 с.
19. Габуева, Л.А. Разработка финансовой модели деятельности лечебно-профилактического учреждения при переходе к одноканальному финансированию здравоохранения / Л.А. Габуева, Н.Д. Захарченко, В.Н. Мартынов // Экономика здравоохранения. – 2021. – №10. – С. 5–15.
20. Добрынина, С.В. Болевая точка / С.В. Добрынина // Рос. газета – Неделя.: Урал, 2014. - 28 с.
21. Дуганов, М.Д. Методологические подходы к оценке эффективности регионального здравоохранения / М.Д. Дуганов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. - №6(8). – С.93-105.
22. Зенина, Л.А. Экономика и управление в здравоохранении / Л.А. Зенина. – М.: издат. центр «Академия», 2020. - 205 с.
23. Иванова, М.С. Финансирование системы здравоохранения / М.С. Иванова // Законодательство и экономика. - 2003. – №12. – С. 78–83.
24. Комаров, Ю.М. Стратегия развития здравоохранения в РФ / Ю.М. Комаров // Здравоохранение. – 2020. – №2. – С. 53–62.
25. Лебедев, А.А. Частной медицине – зеленый свет / А.А. Лебедев // Национальные проекты. – 2007. - №11. – С.67-69.
26. Лопатенков, Г.Я. Медицинское страхование и платные услуги / Г.Я. Лопатенков. – Санкт-Петербург.: Издательство BHV, 2021. – 160 с.
27. Мамедова, С.К. Основные системы финансирования здравоохранения / С.К. Мамедова // Финансы. -2021. – №4. – С. 68–70.
28. Невинная, И. Врача выбирали? / И. Невинная // Рос. газета. – 2022. - № 81. – С. 12.
29. Нугуманова, Г. Р. Специфика ценообразования на рынке медицинских услуг / Г. Р. Нугуманова // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 13. – С. 232-236.
30. Рейхарт, Д.В. Система обязательного медицинского страхования: актуальные вопросы и перспективы развития / Д.В. Рейхарт // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. – 2020. – №5. – С. 22–29.
31. Решетников, А.В. Экономика и управление в здравоохранении : учебник и практикум для вузов /А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. И. Шамшурин; под общ. ред. А. В. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 303 с.
32. Соловьев, А.К. Проблемы развития государственного страхования в условиях переходной экономики / А.К. Соловьев // Вестник ПФР. – 2003. – №2. – С. 31–48.
33. Стиглиц, Дж.Ю. Экономика государственного сектора / Дж. Ю. Стиглиц. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА, 1997. – 274 с.
34. Татаринов, А.П. Подходы модели финансирования и организации здравоохранения в Российской Федерации / А.П. Татаринов // Медицинские технологии. Оценка и выбор. - 2022. - №22. – С. 37-42.
35. Шейман, И. О так называемой конкурентной модели обязательного медицинского страхования / И. Шейман. – М.: Политика, 2020. – 138 с.
36. Шишкин, С.В. Реформа финансирования российского здравоохранения. Институт экономики переходного периода, научные труды / С.В. Шишкин. – М.: Монография, 2020. – 444 с.
Размеры и структура медицинской помощи задаются утвержденными на федеральном уровне нормативами объемов бесплатной медицинской помощи в расчете на 1000 человек. Эти нормативы могут быть уточнены в регионах с учетом их демографической структуры населения, потребностей в медицинских услугах, уровня медицинского состояния территории и т.д.
Единицами объемов медицинских услуг приняты: в больницах – койко-день, в амбулаторно-клинических – врачебное посещение, вызов скорой медицинской помощи.
В объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы государственных гарантий, зависит и от величины денежных затрат на единицу объема медицинских услуг.
В Программах устанавливаются следующие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинских услуг:
стоимость одного дня лечения в больнице;
стоимость одного посещения в поликлинике;
стоимость одного вызова скорой медицинской помощи;
стоимость одного койко-дня.