Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОО

Выпускная квалификационная (дипломная) работа, основной идеей которой является теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения. В ходе исследования автор раскрывае понятие, симптомы и этапы развития синдрома эмоционального выгорания; рассматривает особенности проявления и профилактики синдрома эмоционального выгорания в работе педагогов; проводит экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.09.2022
Объем файла
1463 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность исследования. Современная система образования, активно внедряющаяся в ведение образовательного процесса сегодня, поставила перед педагогами очень высокие требования к их умениям и способам деятельности при ведении педагогической деятельности, а также к их внутреннему состоянию и особенностям личности. Перед педагогами стоит очень важная задача – это эффективность и качество той работы, которую они выполняют. 
В силу своей специфики, педагогическая деятельность, предполагает повышенный риск формирования синдрома «эмоционального выгорания». У представителей педагогических специальностей, в частности у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений формирование синдрома эмоционального выгорания и изучение роли социально-психологических факторов является обоснованным и, более того, необходимым.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1 Теоретические аспекты изучения понятия синдрома эмоционального выгорания 7

1.1 Понятие, симптомы и этапы развития синдрома эмоционального              выгорания 7

1.2 Проявление синдрома эмоционального выгорания в работе педагогов 14

1.3 Особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания 20

2 экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания 28

2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов констатирующего эксперимента 28

2.2 Описание программы тренинга профилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОО. Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания 40

2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 48

Заключение 57

Список использованных источников 61

Приложение А 67

Приложение Б 70

Приложение В 71

Приложение Г 72

Приложение Д 78

Приложение Е 81

Приложение Ж 82

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдурахманов, Р. А. К проблеме эмоционального выгорания педагогов образовательных учреждений  / Р. А. Абдурахманов, О. В. Глебская. - Текст : непосредственный // В сборнике: EUROPEAN RESEARCH сборник статей X Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 231–236. 

2. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие / В.С. Агеев. – М.: Инфра-М, 2014. – 240 с. – ISBN 5-211-01029-9. – Текст : непосредственный.

3. Акиндинова, И. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной  деятельности педагога: проявления и профилактика  /  И. А. Акиндинова. - Текст : непосредственный // Педагогические вести. – 2013. – №25. – С. 17–18.

4. Андреева, И. А. Эмоциональная компетентность в работе учителя  / И. А. Андреева. - Текст : непосредственный // Народное образование. – 2010. – №2. – С. 216–222.

5. Анохин, А. М. Отражение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога  / А. М. Анохин, С. А. Анохина, Г. Р. Булгакова, Р. Х. Каримова. - Текст : непосредственный // ЦИТИСЭ. – 2017. – № 4 (13). – С. 

6. Анциферова, Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования  / Л. И. Анциферова. - Текст : непосредственный // Психологический журнал. – 2010. – №2. – С.52–60.

7. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности  / С. П. Безносов. - Санкт-Петербург: Речь, 2014. – 272 с. – ISBN 978-5-906886-91-0. – Текст : непосредственный. 

8. Бикеева, А. М. Уроки психологии для школьного учителя: советы  усталому педагогу  / А. М. Бикеева. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2015. – 348 с. –  ISBN 5-222-07130-8. – Текст : непосредственный.

9. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человеком человека / А.А. Бодалев. – Москва : Инфра-М, 2018. – 320 с. – Текст : непосредственный.

10. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. – Москва : ПЕРСЭ, 2017. - 511 с. – ISBN 978-5-392-26365-3. – Текст : непосредственный

11. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - Санкт–Петербург: Питер, 2013. – 474 с. – ISBN 5-87499-048-8. – Текст : непосредственный

12. Брэмсон, Р.М. Общение с трудными людьми / Р.М. Брэмсон. – Киев, 2017. – 280 с. – ISBN 978-5-00169-079-5. – Текст : непосредственный

13. Бутырина, М. В. Проблема профессионального выгорания педагогов  / М. В. Бутырина, А. В. Кушнерёва. – Текст : непосредственный // В сборнике: Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты VII Международная научно-практическая интернет-конференция: сборник статей. Отв. ред. С. Т. Кохан. – 2016. – С. 982–990. 

14. Бычек, И. И. Эмоциональное выгорание педагога: сущность, диагностика и способы преодоления  / И. И. Бычек, Н. В. Никитина. – Текст : непосредственный // В сборнике: Экономика образования и управление образованием: современные научные исследования и разработки сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». – 2016. – С. – 219–224. 

15. Вайнер, И.В. Субъективная уверенность как фактор решения психофизической задачи / И.В. Вайнер. – Текст : непосредственный // Психология труда в условиях проблемных ситуаций: Межвузовский сборник научных трудов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2017. - С.185 - 191. 

16. Валуйских, Т. Н., Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов  / Т. Н. Валуйских, Н. В. Кислова. – Текст : непосредственный // В сборнике: Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей международной научно–практической конференции: в 2 частях. – 2016. – С. 232–233. 

17. Васильева, Н. Г. Эмоциональное выгорание педагогов  / Н. Г. Васильева. – Текст : непосредственный // В сборнике: Безбарьерная среда в школе и обществе. Сборник материалов IV Международного Форума. – 2014. – С. 60–63. 

18. Вильдгрубе, С. А. Особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов  / С. А. Вильдгрубе. – Текст : непосредственный // В сборнике: Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 28–29. 

19. Водопьянова, Н. Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 299 с. – ISBN 978-5-534-08627-0. – Текст: непосредственный

20. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.  / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб: Питер, 2010. – 145 с. – ISBN 5-469-00289-6. – Текст: непосредственный

21. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания и его профилактика. Психология профессионального здоровья / Н. Е. Водопьянова,     Г. С. Никифорова. – СПб: Речь, 2016. – С.323–428. – ISBN 978-5-9228-1632-8. – Текст: непосредственный

22. Волобаев, В.М. Эмоциональное выгорание: диагностика, профилактика, коррекция: монография / В. М. Волобаев ; М-во образования Ульяновской обл., Ульяновский ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, Науч.-исслед. лаб. развития инновационных процессов в учреждениях образования. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011. - 103 с.– Текст: непосредственный

23. Выготский, Л. С. Педагогическая психология.  / Л. С. Выготский // Москва : АСТ Астрель Хранитель, 2009. – 671 с. – ISBN 978-5-9228-1632-8. – Текст: непосредственный

24. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 2017. – 536 с. – ISBN 5-17-027239-1. – Текст : непосредственный.

25. Габарова, Л. Х. Синдром эмоционального выгорания педагогов  / Л. Х. Габарова. Текст: непосредственный // Вестник Чеченского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 210–212.

26. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2013. – ISBN 985-433-167-9. – Текст : непосредственный

27. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – Санкт Петербург: Питер, 2016. – 176 с. – ISBN 5-9268-0103-6. – Текст : непосредственный.

28. Емельяненкова, А.В. Профессиональные деформации и эмоциональное выгорание: теории, исследования и технологии сопровождения / Емельяненкова А.В.; разработчики: Веренцова О. В. [и др.]. - Ульяновск : УлГУ, 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. - (Электронный учебный курс). (Электронный учебный курс). – Загл. с этикетки диска

29. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 508 c. – ISBN 978-5-459-00574-5. – Текст: непосредственный.

30. Коджаспирова, Г. М.  Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 711 с. – ISBN 978-5-534-14492-5. – Текст : непосредственный

31. Кузнецова, А. А. Психическое выгорание [Электронный ресурс] : учебное пособие : хрестоматия / Кузнецова А. А., Баркова В. Л.; ГБОУ ВПО Курский гос. мед. ун-т М-ва здравоохранения и социального развития России, Каф. психологии, здоровья и коррекционной психологии. - Курск: КГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. Загл. с титул. экрана 

32. Матис, В. И.  Педагогика межнационального общения : учебник для вузов / В. И. Матис. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 343 с. – ISBN 5-93957-074-7. – Текст : непосредственный.

33. Милорадова, Н. Г.  Психология и педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Милорадова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 307 с. – ISBN 978-5-534-08986-8. – Текст : непосредственный.

34. Молокоедов, А.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности: монография / А.В. Молокоедов, И.М. Слободчиков, С. В. Удович. - Москва : Левъ, 2018. - 250 с. – Текст: непосредственный.

35. Мосина, Л. Е. Виды негативного эмоционального состояния / Л. Е. Мосина. – Тула: Тульский государственный сотруднический университет, 2014. – С.40. – ISBN 978-5-8088-1447-9. – Текст: непосредственный.

36. Подласый, И. П.  Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1: учебник для среднего профессионального образования / И. П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 404 с. – ISBN 5-09-003428-1. – Текст : непосредственный.

37. Прутченков, А.С. Тренинг коммуникативных умений / А.С. Прутченков. – Москва : Новая школа, 2017. – 240 с. – ISBN 5-7301-0005-1. – Текст: непосредственный.

38. Психология и педагогика высшей школы : учебное пособие для вузов / И. В. Охременко [и др.] ; под редакцией И. В. Охременко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 189 с. ISBN 5-9268-0040-4. – Текст : непосредственный.

39. Психология: Словарь / [Абраменкова В. В. и др.]; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Политиздат, 1990. – 494 с. – ISBN 5-250-00364-8. – Текст: непосредственный.

40. Равен, Д. Компетентность в современном обществе / Д. Равен. – Москва: Дело, 2012. - 224 с. – ISBN 5-89939-086-7. – Текст: непосредственный.

41. Сапогова, E.E Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – Москва: Просвещение, 2001. – 255с. – ISBN 5-8291-0190-4. – Текст: непосредственный.

42. Сидоренко, А. В. Конфликт и его последствия / А. В. Сидоренко. – Текст: непосредственный // Сотрудникическое мастерство и сотрудникические технологии. – 2016. – № 2 (8). – С. 142-144. 

43. Смирнов, С. Д.  Психология и педагогика в высшей школе : учебное пособие для вузов / С. Д. Смирнов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 352 с. – ISBN 916-336-123-4. – Текст : непосредственный.

44. Стрельцова, И.В. Эмоциональному выгоранию - stop! / И. Стрельцова. - Краснодар : Раритеты Кубани, 2016. - 109 с. – ISBN 978-5-9275-3312-1. – Текст: непосредственный.

45. Стресс и эмоциональное выгорание: методы профилактики : коллективная монография / Нагорнова А. Ю., Азарных Т. Д., Каяшева О. И. [и др.]. - Ульяновск: Зебра, 2019. - 79 с. – Текст: непосредственный.

46. Турчинов, А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / А.И. Турчинов. – Москва : Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2018. – 231 с. – ISBN 978-5-7810-1833-8. – Текст: непосредственный.

47. Федоренко, В.В. Профессиональное выгорание: рабочая тетрадь / В.В. Федоренко, Н.В. Лик. – Санкт-Петербург: Северо-Западный ин-т упр.- фил. РАНХиГС, 2016. - 35 с. – ISBN 5-85085-559-9. – Текст: непосредственный.

48. Филиппов, А.В. Психология и этика деловых отношений / А.В. Филиппов. – Москва : АО «Изд. Дом», 2017. – 280 с. – ISBN 5-89353-052-7. – Текст: непосредственный.

49. Хант, Д. Управление людьми в компаниях: руководство для менеджера / Д. Хант. – Москва : ЗАО Олимп-Бизнес, 2016. – 217 с. – ISBN 5-89353-052-7. – Текст: непосредственный.

50. Черникова, Т.В. Эмоциональное выгорание. Диагностика и психопрофилактика: учебно-методическое пособие / Т. В. Черникова, В. В. Болучевская; под ред. Т. В. Черниковой. - Волгоград: ВолгГМУ, 2012. - 271 с. – ISBN 978-5-9652-0314-7. – Текст: непосредственный.

Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, в том числе улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды [29].
Психолого-педагогическая профилактика – это содействие полноценному развитию в социально – профессиональном росте личности, предупреждение личностных изменений, а также личностных и межличностных конфликтов, а также разработка рекомендаций по улучшению социально-профессиональных условий самореализации и психического состояния личности.
Тренировка (тренинг) – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.
Программа — термин, в переводе означающий «предписание», то есть заданную последовательность действий. Данное понятие непосредственно связано с понятием