Оценка физического развития пловцов 14-16 лет на основе комплекса морфофункциональных показателей
Введение
Актуальность исследования. Как большинство отраслей человеческой деятельности, сфера спорта характеризуется исключительно интенсивным развитием и непрерывным ростом спортивных достижений. Это требует от спортсменов максимальной мобилизации резервных возможностей организма и высокого уровня физической работоспособности (А.В. Аришин, 2014).В плавании достаточно четко обозначилась проблема научного обоснования принципиально новых направлений развития и дальнейшего совершенствования тренировочного процесса, поскольку возможности существующих в настоящее время методов подготовки почти исчерпали себя. Именно поэтому специалисты все большее внимание уделяют качественным, а не количественным характеристикам тренировки. Внимание тренеров и ученых направлены на изучение, сопоставления и подбор наиболее эффективных средств и методов подготовки, предъявляют повышенные требования к функциональным системам организма, возможностями которых определяется успех соревновательной деятельно-сти (М.Д. Бакшеев, 2010). В ряду работ внимание практиков спорта обращается на то, что про-цесс спортивной тренировки может в значительной степени рационализиро-вать, если углубить наши представления о механизме действия выполняемых упражнений на организм и о принципах их научно обоснованного отбора (Н.Ж. Булгакова, 2002).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Литературный обзор 6
1.1. Факторы, оказывающие влияние на формирование морфологического статуса спортсменов 6
1.2. Возрастные особенности спортсменов 14 – 16 лет 14
1.3. Влияние плавания на изменения морфологических показателей спортсменов 20
1.4. Средства и методы развития скоростно-силовых качеств пловцов с учетом морфологических показателей 27
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 43
2.1. Задачи исследования 43
2.2. Методы исследования 43
2.3. Ход исследования 48
Глава 3. Результаты исследования 50
3.1. Анализ результатов замеров морфологических показателей пловцов 14 – 16 лет 50
3.2. Оценка взаимосвязи морфологических показателей и спортивных результатов пловцов 14 – 16 лет 66
Список литературы не найден
Важной задачей учебно-тренировочного процесса у пловцов является выбор структуры и содержания отдельного тренировочного занятия, направленного на формирование или совершенствование физических способностей. Общая физическая подготовка предусматривает разностороннее развитие физических способностей, специальная – развитие физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для плавания. Основную роль в общей и специальной физической подготовленности спортсменов играют физические способности, причем специалисты к наиболее значимым для пловцов относят скоростные, скоростно-силовые, координационные способности и выносливость. Эти физические качества в значительной мере определяют уровень физического развития и здоровье спортсменов. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности юных спортсменов. Процесс освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если ученик занимается плаванием и имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Важнейшей составляющей учебно-тренировочного процесса является формирование наиболее значимых для плавания физических качеств юных пловцов в сенситивный период их развития, что требует рационального планирования и построения тренировочных занятий.