Особенности профессиональной зависти в педагогическом коллективе

В данной магистерской диссертации рассмотрены теоретические предпосылки исследования зависти в современной психологии. Проанализирована проблема исследования зависти как мотива профессиональной деятельности.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
30.09.2022
Объем файла
209 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. Произошедшие в XX-XXI веках глобальные изменения привели к росту неравенства населения и к постоянной конкуренции. Многие специалисты из таких областей, как философия, психология и социология сходятся во мнении, что в такой социально-экономической ситуации формируется чувство зависти в отношении других людей. Профессиональная среда является одним из основных мест рождения зависти. Соперничество и постоянное сравнение с другими привели к тому, что зависть стала входить в число самых часто встречаемых переживаний. Однако констатировать факт неизбежности проявления зависти недостаточно, важно определить ее значение в современном мире, избегая однозначно негативных трактовок и интерпретаций.
Феномен зависти вызывает интерес исследователей не первое столетие и до сих пор является причиной споров среди них. Изучив множество трудов весьма непросто однозначно дать определение этому феномену. Одни авторы считали ее эмоцией

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Зависть как социально-психологический феномен 8

1.1 Теоретические предпосылки исследования зависти в современной психологии. 8

1.2 Подходы к определению зависти в отечественной и зарубежной психологии 10

1.3 Категория «зависть» в социальной психологии: понятие, сущность и классификации 15

Глава 2. Проблема исследования зависти как мотива профессиональной деятельности. 19

2.1 3ависть и мотивация достижения успеха 19

2.2 Особенности профессиональной мотивации. Понятие и подходы к классификации профессиональных мотивов. 22

2.3 Место зависти в профессиональной деятельности 32

Выводы 39

Глава 3. Эмпирическое исследование профессиональной зависти в педагогическом коллективе 41

3.1 Программа эмпирического исследования 41

3.2 Методы исследования 42

3.3 Анализ и интерпретация результатов 45

Выводы 56

Заключение 58

Библиография 60

Библиография

1. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А. Цыпина. СПб.: Академический проект, 1997. – 256 с.   

2. Александрова Р.И. Зависть и моральная символика // Вестник. МГУ. Сер.7, Философия. М., 2002. № 1. – С. 68.    

3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев. – 3-е издание СПб.: Питер, 2001. – 288 с.   

4. Аристотель Риторика // Античные риторики. М.: изд-во Московского ун-та, 1978. – С.95-96.  

5. Архангельская Л.С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения: Дисс. канд. психол. наук. Ростов н/д., 2004   

6. Архангельская Л.С. Зависть как источник морального зла// Северо-Кавказский психологический вестник. – 2004. №2    

7. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/ А. Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп.–М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007.–528 с   

8. Афоризмы и цитаты о зависти [электронный ресурс] // URL: http://aphorismlist.com/tema.php?page=zavist1&tktema=zavist. (дата обращения 27.12.2020)  

9. Бескова Т. В. Диалектика добра и зла в представлениях о зависти: социальнопсихологический аспект // Вопросы этической психологии: Сборник научных трудов. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. С. 10-33.    

10. Бескова Т.В. Соотношение понятий «зависть» и «соперничество» // Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических и технологических условиях: материалы всеросс. науч.-практ. конфренции. – Саратов: КУБиК, 2010. – С. 46–51 

11. Бескова Т. В. Функции зависти [электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-zavisti/viewer (дата обращения 27.01.2021)   

12. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с. – (Современное образование).    

В процессе анализа отечественных и зарубежных исследований Магомед-Эминов делает акцент на том, что простота содержания мотивации достижения не так очевидна. Помимо мотива, интересов, непосредственно потребности в структуру мотивации достижения также входят ситуативные детерминанты, а именно, личностные стандарты, ценности, ожидания и атрибутивные стили, а также тенденции действия [25].
Исходя их этого, вполне логичным будет предположение о том, что структура мотивации достижения включает в себя и зависть. Как качество личности – завистливость, являющееся той самой ситуативной детерминантой; как личностное образование – диспозициональная зависть – прочно укоренившееся в структуре личности.
Нацеленность на активные действия ради достижения цели не может быть постоянной, она актуализируется периодически и может быть связана с определёнными условиями и обстоятельствами, присутствующими в деятельности человек