Метод совладания со страхом потери работы во взрослости
Введение
Актуальность исследования. Проблема тревожности и способы преодоления тревоги в деятельности человека рассматривается как одна из стержневых областей современной психологии. Интерес российских психологов к изучению тревожности значительно возрос в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоционального напряжения, тревоги и тревожности. Чем выше уровень, тем выше требования, предъявляемые к личности и ее эффективности. Но высокая тревожность дезориентирует как деятельность, так и приводит к психологическому неблагополучию. Яркий пример такого эмоционального напряжения – это ситуация в мире, связанная с пандемией.
Доказательством научного интереса к проблеме тревожности являются многочисленные исследования как зарубежных (А. Адлер, З. Фрейд, Ч.Спилбергер, Г. Селье, К. Хорни), так и отечественных авторов (Ф.Б. Березин, В.В. Бойко, В.Р. Кисловская, В.С. Мерлин, А.М. Прихожан, Ф. Р
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения совладающего поведения 5
1.1. Совладающее поведение в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2. Страх потери работы во взрослости 17
Глава 2. Эмпирическое изучение совладание со страхом потери работы во взрослости 30
2.1. Построение и организация исследования 30
2.2. Анализ полученных результатов 34
2.3. Практические рекомендации по применению совладания со страхом потери работы 40
Заключение 45
Список литературы 46
Список литературы
Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека / А. Адлер. - М.: Академический проект, Гаудеамус, 2014. ‒ 248 с.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К.Вилюнас. ‒ М.: Логос, 2016. ‒ 236 с.
Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред.: А. В. Петровского. ‒ М.: Просвещение, 1973. ‒ 288 с.
Габдреева Г.Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем страха: дисс. ... канд. психол. Наук / Г.Ш.Габдреева. ‒М., 1990. ‒ 224 с.
Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская ‒ Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988. ‒ 560 с.
Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в совладания Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. -М.: Изд- во Института психотерапии, 2002. - С. 444-452.
Защитные механизмы личности: методические рекомендации; сост. проф. В. В. Деларю. – Волгоград: ВолгГАСА, 2004. – 48 с.
Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. ‒ СПб.: Питер, 2016. ‒ 412 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. ‒ СПб.: Питер, 2017. ‒ 752 с.
Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор обучения в дошкольном возрасте. / Н.В. Имедадзе; ред. А.С. Прангишвили // Психологические исследования. – Тб., 1996. – С. 49-58
Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании: монография/ В.И.Долгова, Г.Ю.Гольева, Н.В. Крыжановская. ‒ М.: Издательство ?Перо?, 2015. ‒ 172 с.
Кордуэлл М. Психология А-Я: словарь-справочник. / Mike Cardwell; Пер. изд.: The complete A-Z psychology handbook. London, 1999. ‒ М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. ‒ 448 с.
Костина Л. М. Методы диагностики страха / Л.М.Костина. ‒ СПб.: Речь, 2006. ‒ 198 с.
Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. ‒ СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
Кружкова О.В. Психологические за
Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску. Данная стратегия предполагает попытки разрешения проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на от реагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями.
Таким образом, могут наблюдаться импульсивность в поведении (иногда с элементами враждебности и конфликтности), враждебность, трудности планирования действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство. Часто данная стратегия рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой в стрессогенных условиях.
1.2. Страх потер