Социально-психологические представления молодежи о жизненных перспективах и ценностях
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном обществе возрастает роль жизненных планов – мыслей и действий в профессиональной сфере, в плане создания семьи и т. п., что не может не отразиться на представителях молодежи с их интенсивно перестраивающимся внутренним миром. Поэтому в настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме социально-психологических представлений молодежи о жизненных перспективах и ценностях. Период молодости представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, где ведущими будут закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека и часто связывается с кризисом.
Под влиянием социальных и биологических преобразований перестраивается и внутренний мир человека, на что указывали такие ученые, как Б.С. Братусь [13], А.Н. Леонтьев [34], Д.А. Леонтьев [37], Г. Олпорт [49] и др., особенно интенсивно происходит формирование системы внутренне согласованных представлений о себе, «Образа Я», «Я-концепции», ценностно-смысловой сферы личности и мировоззрения. Данный процесс имеет сложную организацию, и его протекание в период молодости представляет особенный интерес исследователей, т. к. происходит на фоне субъективных переживаний, связанных с особенностями его развития, а также объективных макросоциальных процессов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ В ВОЗРАСТЕ 20-30 ЛЕТ 8
1.1. Теоретические подходы к исследованию жизненных ценностей в психологической науке 8
1.2. Ценности как предмет социально-психологического исследования 19
1.3. Особенности формирования ценностных предпочтений и жизненных перспектив современной молодежи 29
1.4. Специфика консультирования молодежи в процессе формирования ценностных предпочтений и жизненных перспектив 42
Выводы по первой главе 51
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТЕЙ И ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 53
2.1. Организация и методы исследования 53
2.2. Результаты исследования 57
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 67
Выводы по второй главе 73
Практические рекомендации 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская, К.А. Время личности и время жизни [Текст] /К.А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина. – СПб.: Алетейя, 2010. – 304 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, – 2000. – 335 с.
3. Алишев, Б. С. Предпочтение как функция психики [Текст] / Б. С. Алишев // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – Т. 153. – № 5. – С. 7-16.
4. Алишев Б.С. Структура ценностей и ценностные типы личности современных студентов [Текст] / Б. С. Алишев // Проблемы профессионального образования в России: методология и теория. - М; Казань: ВЛАДОС; ИПП ПО РАО, 2005. - С. 232-275.
5. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. [Текст] / Б.Г. Ананьев, под ред. А. А. Бодалева.– Воронеж : НПО "МОДЭК", 1996. – 382 с.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М, 2001. – 288 с.
7. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: 2014. – 429 с.
8. Андроникова О.О. Основы психологического консультирования: учеб. пособие [Текст] / О.О. Андроникова- М.: Вузовский учебник, 2018. - 414 с
9. Билибина, О. А. Психологическое консультирование как метод личностно-профессионального развития [Текст] / О. А. Билибина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 47. – С. 95-99.
10. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / М.И. Бобнева. – М., 1998. – 214 с.
11. Бодалев А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. – М., 2012. – 419 с.
12. Бочарова, Е. Е. Ценностные предпочтения молодежи в представлениях различных социальных групп [Текст] / Е. Е. Бочарова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2012. – Т. 1. – № 4. – С. 13-16.
13. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. – М., 2008. – 304 с.
14. Брюхова, Н. Г. Развитие интегрального личностного потенциала взрослого человека и психологическое консультирование по проблемам жизненого пути [Текст] / Н. Г. Брюхова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 19-1. – С. 52-57.
15. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / С.С. Бубнова // Психологически журнал. 1999. - Т. 20. - №1. – С. 36-44.
16. Вострокнутова, Т. Ф. Структура ценностных предпочтений студентов классического университета / Т. Ф. Вострокнутова // Казанский педагогический журнал. – 2009. – № 11-12(77-78). – С. 129-135.
17. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций [Текст] / О.В. Галустова. - М.: Приор-Издат, 2005. - 240 с.
18. Гапонова, Г. И. О ценностных предпочтениях студентов КСЭИ [Текст] / Г. И. Гапонова, А. А. Горбенко // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2015. – № 4(68). – С. 25-28.
19. Гапонова, Г. И. Перспектива будущего как жизненная стратегия студента вуза [Текст] / Г. И. Гапонова // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2018. – № 4(80). – С. 13-16.
20. Завадовский, В.В. Общефилософская методология инновационого образования [Текст] / В.В. Завадовский // Философия образования. – 2011. – № 6. – С. 8–15.
21. Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации [Электронный ресурс] /А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16170240/
22. Зинченко, А.В. Структура сознания и психотерапевтическая парадигма. [Текст] / А.В. Зинченко // Человек. – 1991. – № 3. – С. 102-109
23. Игошина, А. А. Ценностные предпочтения студенческой молодежи: региональный аспект [Текст] / А. А. Игошина, Г. Ю. Козина // Научные исследования XXI века. – 2020. – № 1(3). – С. 430-436.
24. Исследования социальной структуры и ценностей [Текст]// Социологические этюды. – Москва, 2009. – Вып. 2. – С. 156-159
25. Казакова Т.В. Особенности жизненных перспектив студентов с различной ценностно-смысловой направленностью [Текст] / Т. В. Казакова, О. Б. Лобанова, Н. А. Мосина [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-9. – С. 253-260.
26. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство [Текст] / В.Н. Карандашев. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
27. Кирилова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников [Текст] / Н.А. Кирилова// Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 46-62.
28. Ключко, О. И. Развитие жизненных перспектив студентов педагогического вуза [Текст] / О. И. Ключко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 4(26). – С. 16-23.
29. Козлов, А.А. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления) [Текст] / А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич. – М., 1992. – 180 с.
30. Кон, И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире [Текст] / И.С. Кон //Этнографические обозрения. 2010. № 6. С. 22-23
31. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. 6-е изд [Текст] / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 2008. - 464 с.
32. Кошарная, Г. Б. Ценностные предпочтения студенческой молодежи в сфере труда [Текст] / Г. Б. Кошарная, Н. В. Корж // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2010. – № 2(14). – С. 64-73.
33. Лаврентьев, С. Ю. Педагогическое консультирование личностно- профессионального и карьерного развития студентов вуза [Текст] / С. Ю. Лаврентьев, Д. Крылов // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 9-4(53). – С. 104-108.
34. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды [Текст] / К. Левин. – М.: Смысл, 2001. – С. 239-331.
35. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 2015. – 304 с.
36. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2013. – 487 с.
37. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) . [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. — 18 с.
38. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. – 1998. – №1. – С.13-25
39. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15 - 26.
40. Маслоу, А. На подступах к психологии бытия [Текст] / А. Маслоу. – М., 2017. – 327 с.
41. Методика "Ценностные ориентации" [Текст] / М. Рокич. – Москва // Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А.А. Карелин. – Москва : Эксмо, 2009. – С. 26-28.
42. Морозов, В.А. Ценностные ориентации личности в контексте различных психологических теорий [Текст] / В.А. Морозов // Человеческий капитал. – 2015. – № 3(75). – С. 43-47.
43. Мясищев, В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды //В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – М., 2011. – 398 с.
44. Надирашвили, Ш.А. Установка и деятельность [Текст] / Р.С. Немов. [Текст] / Ш.А. Надирашвили. –Тбилиси, 1987. – 361 с.
45. Немов, Р.С. Психологический словарь. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
46. Никишина, С. Р. Специфика ценностных предпочтений молодежи Германии и России [Текст] / С. Р. Никишина, А. А. Головных // Science Time. – 2014. – № 12. – С. 379-381.
47. Норчук, Ю. В. Исследование конструкта "жизненная перспектива" в психологии [Текст] / Ю. В. Норчук // Вісник Одеського національного університету. Психологія. – 2011. – Т. 16. – № 17. – С. 103-109.
48. Нуркова, В. В. Свершенное вершенное продолжается продолжается: Психология Психология автобиографиче автобиографической памяти личности личности [Текст] / В.В. Нуркова. – М. : Изд-во Университета Университета РАО, 2000. – 316 с.
49. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Ж. Нюттен. – М.: Смысл, 2004. – 608 с.
50. Оллпорт, Г. Личность в психологии: Пер. с англ. [Текст] / Г. Олпорт. – М., 1998. – 345 с.
51. Осадько, О. Ю. Саногенный потенциал личности как объект системно-психологического исследования [Текст] / О. Ю. Осадько // Образовательные науки и психология. – 2016. – № 3(40). – С. 20-26.
52. Осипова, Л. Б. Жизненные стратегии молодежи: опыт социологического исследования [Текст] / Л. Б. Осипова, Л. А. Энвери // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 4(46). – С. 108-129. – DOI 10.15838/esc.2016.4.46.6.
53. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, С.Н. Горычева, В.Н. Аверкин, А.Г. Ширин, А.В. Петров]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 320 с.
54. Пожарская, Е. А. Развитие эмпатии у депривированных подростков в процессе психологического консультирования [Текст] / Е. А. Пожарская // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 177-178.
55. Прадчук, О. И. Ценностное самоопределение как основа жизненной перспективы преподавателя и студента [Текст] О. И. Прадчук // Шаг в науку. – 2018. – № 1. – С. 125-127.
56. Психология: Словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. – М., 2012. – 494 с.
57. Пчелкина, Е. П. Состояние системы ценностных предпочтений студенческой молодёжи в отношении здоровья / Е. П. Пчелкина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 27. – С. 49-51.
58. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности в парадигме психологического знания [Текст] / И.А. Ральникова // Психологический журнал. – 2009. – Т. 12. – № 3. – С. 15–19.
59. Рогожина, Е. А. Психологическое консультирование: генезис понятия, особенности [Текст] / Е. А. Рогожина, Ю. В. Кобазова // Научный журнал. – 2018. – № 10(33). – С. 75-77.
60. Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия. [Текст] / К. Роджерс. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2017. – 320 с.
61. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб, 2017. – 720 с.
62. Рыжикова, Л. В. Социальные основы управления жизненными планами будущих педагогов [Текст] / Л. В. Рыжикова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2020. – № 1(42). – С. 26-30. – DOI 10.37386/2413-4481-2020-1-26-30.
63. Седова, А. С. Понятие психологического консультирования [Текст] / А. С. Седова // Современные научные исследования и инновации. – 2020. – № 1(105). – С. 53.
64. Серый, А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика [Текст] / А.В. Серый; науч. ред. М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. – 272 с.
65. Скутнева С.В. Гендерное измерение жизненного самоопределения молодежи: монография [Текст] / С.В. Скутнева. – Тольятти: Изд-во ТГУС, 2007. – 131 с.
66. Соловьева, С.Л.. Справочник практического психолога: Психотерапия [Текст] / С.Л. Соловьева. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. - 575 с.
67. Психодиагностика стресса: практикум/сост. Р.В. Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
68. Тихомиров, А.В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования [Текст] / А. В. Тихомиров//Персонал-profi Екатеринбург, 2001. - Вып.2, часть 1.
69. Фоменко, Г. Ю. Ценностные предпочтения как основа профессионального самоопределения [Текст] / Г. Ю. Фоменко, Е. Р. Куашева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – № 4. – С. 269-275.
70. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. – М., 2017. – 320 с.
71. Шерковин Ю.А. Проблемы общественных движений [Текст] / Ю.А. Шерковин, Т.В. Евгеньева, Д.В. Ольшанский. – М., 1990. – 120 с.
72. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2016. – 204 с.
73. Altan-Atalay, A. Negative urgency and time perspective: interactive associations with anxiety and depression. [Текст] / А. Altan-Atalay, I.Özarslan, B.Biriz // J Gen Psychol. – 2020 Jul-Sep; – 147(3):293-307.
74. Baird, H.M. Understanding the effects of time perspective: A meta-analysis testing a self-regulatory framework. [Текст] / Н.М. Baird, Т. L. Webb, F.M. Sirois F.M., J. Gibson-Miller // Psychol Bull. – 2021 Mar; – 147(3):233-267.
75. Damen F.W.M, Hofstede G.J., Steenbekkers B., Vitaglione .P, Pellegrini N, Fogliano V., Luning P.A. Values and value conflicts in snack providing of Dutch, Polish, Indonesian and Italian mothers. Food Res Int. 2019 Jan;115:554-561
76. Fischer R, Boer D. Values: the dynamic nexus between biology, ecology and culture. Curr Opin Psychol. 2016 Apr;8:155-160. doi: 10.1016/j.copsyc.2015.12.009. Epub 2015 Dec 17. PMID: 29506792.
77. Foad C.M.G., Maio G.G.R., Hanel P.H.P. Perceptions of values over time and why they matter. J Pers. 2021 Aug;89(4):689-705.
78. Ihemezie EJ, Nawrath M, Strauß L, Stringer LC, Dallimer M. The influence of human values on attitudes and behaviours towards forest conservation. J Environ Manage. 2021 Aug 15;292:112857. doi: 10.1016/j.jenvman.2021.112857. Epub 2021 May 26. PMID: 34051474.
79. Kooij, D.T.A.M., Kanfer R., Betts M., Rudolph C.W. Future time perspective: A systematic review and meta-analysis. [Текст] / D.T.A.M. Kooij, R. Kanfer, M.Betts, C.W. Rudolph // J Appl Psychol. – 2018 – Aug;103(8):867-893
80. Ruttan R.L., Nordgren L.F. Instrumental use erodes sacred values. J Pers Soc Psychol. 2021 Dec;121(6):1223-1240.
81. Sagiv L, Schwartz SH. Personal Values Across Cultures. Annu Rev Psychol. 2022 Jan 4;73:517-546. doi: 10.1146/annurev-psych-020821-125100. Epub 2021 Oct 19. PMID: 34665670.
82. Sastrawan S, Weller-Newton J, Brand G, Malik G. The development of nurses' foundational values. Nurs Ethics. 2021 Nov-Dec;28(7-8):1244-1257. doi: 10.1177/09697330211003222. Epub 2021 Jul 7. PMID: 34231437.
83. Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Электронный ресурс] / Ф.Е. Василюк. URL: counseling.su/f/vasiluk_psihEmocii.pdf
84. Дробиницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия [Электронный ресурс] / О.Г. дробиницкий. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/aksiologija/drobnickii_mir_ozhivshikh_predmetov_problema_cennosti_i_marksistskaja_filosofija/70-1-0-1100
85. Лапин, Н.И. Проблема ценностей в исследованиях В. А. Ядова и его коллег [Электронный ресурс]/ Н.И. Лапин.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tsennostey-v-issledovaniyah-v-a-yadova-i-ego-kolleg
86. Мусек, Я. Система ценностей посткоммунистической Европы в переходный период [Электронный ресурс]/ Я. Мусек. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-lichnostnyh-tsennostey-i-tsennostnyh-orientatsiy-v-psihologicheskih-issledovaniyah
87. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе Электронный ресурс] / Н.Ф. Наумова. URL: https://www.jour.fnisc.ru/upload/journals/1/articles/159/submission/original/159-297-1-SM.pdf
88. Осипов И.Д. Личность и цивилизация в философии В. П. Тугаринова [Электронный ресурс] / И.Д. Оспипов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-i-tsivilizatsiya-v-filosofii-v-p-tugarinova
89. Узнадзе Д.Н. Общая психология [Электронный ресурс] / Д.Н. Узнадзе. URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/uznadze=ob_psc.pdf
Также была выполнена диагностика с использованием «опросника терминальных ценностей (ОТеЦ) (автор И.Г. Сенин), «ценностного опросника (ЦО) (автор Ш. Шварц)», «опросника временной перспективы (ZTPI) (автор Ф. Зимбард)», «методики смысложизненных ориентаций (автор Д.А. Леонтьев)». Было установлено, что в структуре ценностей наиболее значимыми являются ценности престижа, развития себя, достижения, сохранения собственной индивидуальности. Наиболее значимыми жизненными сферами выступают сфера увлечений и сфера обучения и образования. В структуре личностно значимых ценностей больше значение имеют ценности гедонизма, стимуляции и безопасности. Вероника ориентирована на гедонистическое настоящее и позитивное прошлое.
По результатам анализа ситуации и проведенной психодиагностической работы был предложен цикл консультаций, направленных на решение вопросов относительно проблематики жизненных ценностей и приоритетов, управления собственным временем, а также расширения спектра поведенческих проявлений. Деятельность носила целенаправленный характер и предполагала формирование у Вероники конкретных умений и техник преодоления жизненных трудностей.