Возрастные и полоролевые особенности видов страхов у детей дошкольного возраста
Введение
В настоящее время все более актуальными становятся проблемы профилактики эмоционального неблагополучия и укрепления физического и психологического здоровья подрастающего поколения. Главный вектор внимания направлен на дошкольный возраст и на младшие классы школ.
Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием: эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности (например, гнев, страх), к сложившимся или возможным ситуациям. Эмоции регулируют человеческие взаимоотношения и определяют выбор партнеров, помогая подобрать способы, оттенки и средства общения.
Данную область раскрывают в своих работах такие исследователи как
А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, А. Н. Леонтьев и др. [11, 20, 25].
Литература по педагогике и психологии показывает, что в дошкольном возрасте доминируют чувства, основанные на эмоциях. Они являются пусковыми в поведении дошкольника, что отражается в его межличностных отношениях. Именно в этом возрасте ребенок особенно нуждается в общении со сверстниками. При выборе партнера для совместной деятельности ребенок дошкольного возраста все чаще ориентируется на нравственные качества сверстника. Дети стремятся к эмоциональному комфорту и их расположением не пользуются агрессивные, неуравновешенные сверстники. Такие дети тоже нуждаются в общении, но часто из-за неумения вести себя иным способом, они становятся главными источниками конфликтов. Обычно дети, вовлеченные в конфликт, начинают испытывать дискомфорт, страдают повышенной тревожностью, становятся агрессивными, у них может страдать самооценка. А если конфликт долго не может разрешиться, возникает внутреннее напряжение, влияющее на становление личности в целом.
Содержание
Введение………………………………………………………………................3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения страхов у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….………..…6
1.1. Эмоциональное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………..….6
1.2. Проблема эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
1.3. Страх как вид эмоционального неблагополучия ребенка………………..20
Выводы по 1 главе……………………………………………….……..….…..27
Глава 2. Изучение возрастных и полоролевых особенностей видов страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………..….…...28
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….28
2.2. Результаты диагностического этапа исследования………………….…..33
2.3. Сравнительный анализ результатов основного этапа исследования……………………………………………………………………41
2.4. Методические рекомендации по профилактике страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...48
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….. 55
Заключение……………………………………………………………….……..56
Список использованной литературы………………………………………… 59
Список использованной литературы
1. Арефьева Т. А. Преодоление страхов у детей: тренинг. — М.: Институт психотерапии. — 2009. — 272 с.
2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Белкина. — 2-е изд. —М. : Издательство Юрайт, 2019 — 170 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: АСТ, 1995. — 352 с.
4. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. // 3-е издание. – СПб.: Питер, 2014. - 416 с.
5. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Питер, 2001. — 278 с.
6. Выготский, Л. С. Учения об эмоциях / Л. С. Выготский. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 160 с.
7. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1 — М.: Генезис, 2001. — 160 с.
8. Гарбузов В. И., Фесенко Ю. А. Неврозы у детей. СПб: КАРО, 2013. — 336 с.
9. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина // 3-е изд. — СПб.: Питер, 2016. — 576 с.
10. Дубровина И. В., Данилова Е. Е, Прихожан A. M. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.
11. Запорожец, А. В., Неверович, Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
Анализируя диагностический этап исследовательской деятельности, мы можем говорить о том, что у большинства детей среднего дошкольного возраста доминирующим является страх темноты и кошмарных снов (77%) больше выражен у мальчиков (41%), страх сказочных персонажей (73%) больше выражен у девочек (41%) и страхи животных так же имеют высокий показатель (63%). Эти страхи являются нормой в развитии дошкольника в данном возрасте.
У детей подготовительной группы доминирующим является страх смерти (86%), так же высокий уровень имеют социально-опосредованные страхи (77%), страхи с причинением физического ущерба (63%) и пространственные страхи (59%). Мы видим, что данные страхи больше выражены у девочек, чем у мальчиков. Показатели данных страхов увеличились почти в два раза по сравнению со средней группой.
Страх животных остаются актуальным в возрасте от 4 до 7 лет (63% и 59%), как и медицинские страхи (45% и 46%), но в средней группе эти страхи преобладают у мальчиков, а в подготовительной у девочек.