Финансовые аспекты государственно-частного партнерства в социальной сфере
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день как в зарубежной, так и в отечественной практике понятие государственно-частное партнерство (ГЧП) завоевывает все большую распространенность и огласку. Данный инструмент выступает в качестве одной из форм эффективного взаимодействия публичного партнера и частных инвесторов с целью решения различных инфраструктурных и социальных проблем. ГЧП представляет собой процесс формирования и привлечения в экономику как экономических, финансовых, так и интеллектуальных ресурсов. Такое явление как ГЧП рассматривается в качестве фактора, имеющего большой потенциал развития на территории Российской Федерации и способного благоприятно повлиять на становление современной, инновационной, а самое важное социально-ориентированной экономики.
Сегодня перед государством стоит множество злободневных инфраструктурных задач, остро стоящих вопросов, требующих скорейшего разрешения. Данная ситуация характерна и в социальной сфере, управляя которой государство выстраивает социальную политику. Эта сфера, являясь преимущественно объектом прямого государственного управления и финансирования, испытывает значительные потребности в ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологий оказания услуг и обслуживания. Бюджетные средства не позволяют полностью и в короткий период решить эти задачи, поэтому становится необходимым прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора. Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают образование и здравоохранение. В целом, актуальность государственно-частного партнерства в социальной сфере обусловлена тем, что за относительно небольшой период времени, возможно, устранить пробелы в социальной инфраструктуре, посредством объединения усилий, средств, рисков двух субъектов – государства и бизнеса. Реализация проектов ГЧП по региональным нормативно-правовым актам дала свои положительные результаты – субъекты РФ стали заимствовать и транслировать опыт друг у друга. Тем не менее, для унификации системы реализации проектов ГЧП требовалось введение законодательства на федеральном уровне. Все это способствовало выходу в 2019 году Федерального закона №224-ФЗ, который, с одной стороны, привел систему ГЧП к единообразию, а с другой стороны, ввел новые ограничения на реализацию проектов. Соответственно, для успешной дальнейшей реализации проектов ГЧП необходимо разработать комплекс рекомендаций по их устранению.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО – ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 7
1.1 Объективная необходимость и нормативно – правовые основы реализации механизма государственно – частного партнерства 7
1.2 Формы финансового обеспечения государственно – частного партнерства 29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО – ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 36
2.1 Особенности реализации проектов государственно – частного партнерства в социальной сфере зарубежных стран 36
2.2 Анализ отечественного опыта организации и реализации государственно – частного партнерства в социальной сфере (на примере регионов рф) 41
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО – ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 54
3.1 Современные проблемы финансового обеспечения реализации государственно – частного партнерства в социальной сфере 54
3.2 Разработка направлений развития государственно – частного партнерства в социальной сфере 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Не найдено
При написании дипломной работы использовались Гражданский кодекс РФ, нормативно-правовые акты, регулирующие механизм государственно-частного партнерства, учебные пособия по теории и практике ГЧП известных экономистов и специалистов в данной сфере, таких как В.А.Кабашкин, Л.И. Абалкин, В.Г. Варнавский, В.Н. Мочальников, М.Е. Анохина, В.Е. Сазонов и ряд других, а также статьи из журналов «Государственно-частное партнерство», исследования ГЧП-Центра, консалтинговой компании «Эрнст энд Янг», так же использовалась информационная база Росстата РФ, Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития РФ, были изучены данные отчетов по реализуемым проектам ГЧП, а так же многие другие интернет-ресурсы.
При написании ВКР были использованы разнообразные методы, такие как анализ, синтез, сравнения, аналогия, системный подход, а также метод экспертных оценок.
Научная новизна исследования состоит в попытке оценить целесообразность реализации проектов ГЧП в социальной сфере, а также разработке комплекса рекомендаций, способствующих успешной реализации проектов ГЧП в РФ.
Тем не менее, многие вопросы, касающиеся сущности механизмов реализации и финансирования проектов в рамках государственно-частного партнерства представляются недостаточно полно исследованными, что также послужило поводом к выбору данной темы дипломной работы.