Детско-родительские отношения в семье как фактор агрессивного поведения младшего школьника

Выпускная квалификационная (дипломная) работа основная идея которой изучить влияние детско-родительских отношений на проявление агрессивности у младших школьников с целью разработки родительского собрания, направленного на формирование у родителей представлений о влиянии стилей семейного воспитания на проявление агрессивности у младших школьников. В своей автор опирался на следующие теоретические положения: семейное воспитание – это общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Полученные результаты можно использовать в практической деятельности педагогов и психологов с последующей профилактикой, коррекцией и консультацией при работе с младшего школьниками склонными к агрессии.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.09.2022
Объем файла
182 Кб
Количество страниц
67
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема агрессивности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в современной психологии. Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает - «нападать», «нападения». К сожалению, современный ритм жизни и всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что раздраженные и озлобленные дети и младшие школьники становятся нормой, а не исключением из правил.
Психологи называют агрессивным такое поведение, при котором наносится психологический или моральный вред другим людям. Большую роль в формировании агрессии, как показывают некоторые исследования, играют детско-родительские отношения. Младших школьниковый возраст традиционно считается самым трудным в процессе воспитания.
В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые социально-экономические и политические изменения в обществе, труднее всего проходит адаптация у младших школьников, с их еще не устоявшимся мировоззрением и подвижной системой ценностей.

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО–РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7

1.1. Характеристика понятий «детско-родительские отношения» и «стили семейного воспитания» 7

1.2. Возрастные особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников 18

1.3. Взаимосвязь между проявлением агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста и стилем семейного воспитания 27

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 38

2.1. Организация исследования 38

2.2. Анализ результатов исследования 40

2.3. Родительское собрание «Влияние стиля семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста» 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67

ПРИЛОЖЕНИЯ 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авдеева, Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 4. – С. 31-37. 

2. Алиева, М.П. Проблема влияния семейного воспитания на формирование психологического здоровья у младшего школьника в педагогическом процессе / М.П. Алиева // Научный поиск. – 2016. – № 1. – С. 22-27. 

3. Астапов, В.М. Агрессивность у детей / В.М. Астапов. СПб: Питер Пресс, 2016. – 224 с. 

4. Бандура Альберт, Уолтерс Ричард. Младших школьниковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2019. – 512 с. – (Серия «Психология. ХХ век»). 

5. Баумринд Д. Современные модели родительского авторитета / Д. Баумринд // Психология развития. – 2016. № 1. – С. 103-110. 

6. Беляева Н.И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка / Н.И. Беляева // In Situ. – 2016. – № 4. – С. 95–98.

7. Болдуин Д.М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода / Д.М. Болдуин. – М.: Московское книгоиздательство, 2017. –338 с. 

8. Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования агрессивности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции / Е.Ю. Брель. – М.: Владос, 2016. – 163 с. 

9. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского агрессивности / А.Я. Варга. – М.: Просвещение, 2017. – 180 с. 

10. Варга А.Я. Типы родительского отношения / А.Я. Варга. – М.: Владос, 2016. – 176 с. 

11. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер. – М.: ЭКСМО, 2017. – 245 с. 

12. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер. – М.: Владос, 2016. – 217 с.

13. Войтко, В.И. О некоторых основных понятиях психодиагностики / В.И. Войтко, Ю.З. Гильзбух // Вопросы психологии. – 2016. – № 4. – С. 79-88

14. Войтко, В.И. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы: учебное пособие / В.И. Войтко, Ю.З. Гильбух. – Киев: Киев, 2016. – 98 с. 

15. Волчкова Н.И. Влияние психологического климата семьи на уровень агрессивности младших школьников [Электронный ресурс] / Н.И. Волчкова, М.В. Федяева // Психология, социология и педагогика. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/06/815.. 

16. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2020. – 1008 с. 

17. Выготский, Л.С. Детская психология: в 6 т. Т 4 / Л.С. Выготский. – М.: Говорящая книга, 2014. – 225 c. 

18. Гарбузов В.И. Нервные дети. – М.: Медицина, 2020. – 176 с. 

19. Головей Л.А. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель–ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты / В.Е. Василенко, Л.А. Головей, С.С. Савенышева, Е.Е. Энгельгард // Вестник Санкт-Петербургского университета. – С. 12., Социология. – 2014. – № 2. – С. 84–95. 2

20. Головин, С.Ю. Словарь психолога – практика / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2017. – 286 с. 

21. Голод С.И. Стабильность семьи / С.И. Голод. – Л.: Наука, 2016. – 136 с. 

22. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. – М.: Знание, 2015. – 140 с. 

23. Гуров, В.А. Агрессивность как показатель психологического здоровья младших школьников и личностные особенности педагога / В.А. Гуров // Сибирский учитель. – 2016 – № 4. – С. 27-28. 

24. Дементий Л.И. Применение физических наказаний в семье как фактор проявления агрессивности и акцентуаций характера младшего школьника / Л.И. Дементий, А.В. Колодина // Вестник Омского университета. – 2013. – № 2(68). – С. 182–187. 

25. Дерюгин, А.А. Взаимосвязь родительского стиля воспитания и агрессивности младших школьников / А.А. Дерюгин // Психология. Детско-родительские отношения: структура, генезис, роль в развитии личности [Электронный ресурс]: материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2016» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. – М.: МАКС Пресс, 2016. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

26. Джаймотт Х.Д. Родители и дети Х.Д. Джаймотт. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – С. 163.

27. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте: диагностика и коррекция / А.Г. Долгова. – М.: Генезис, 2011. – 216 с.

28. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 2016. – 158 с. 

29. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2016. – 176 с. 

30. Дубровина И.В. Практическая психология в образовании / И.В. Дубровина. – М.: Владос, 2016. – 189 с. 

31. Дубровина, И.В. Семья и социализация ребенка / И.В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология. – 2015. – № 1. – С. 50-53. 

32. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М.: Академия, 2016. – 438 с

33. Захарова A.B. Общая характеристика младшего школьного возраста как особого периода развития ребенка // Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. Меж. вуз. Сборник научных трудов. – Пенза: ПГПИ, 2013. 

34. Зеленская, Е.Н. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка / Е.Н. Зеленская // Воспитание школьников. – 2017. – № 6. – С. 69-71. 

35. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.

36. Ильин Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 640 c

37. Ковалев C.B. Психология семейных отношений. – М., 2017. – 159 с. 

38. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В.Ковалев. – М.: Просвещение, 2017. – 210 с. 

39. Коган А.Г. Лечебная педагогика в детском санатории. – М., 2017. 

40. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: Психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2015. – 480 с. 

41. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2016. – 992 с

42. Кузьмишина, Т.Л. О взаимосвязи стиля семейного воспитания и распространенности манипулятивного агрессивности / Т.Л. Кузьмишина // Вестник Московского университета. – 2016. – № 1. – С. 97-99. 

43. Лацепов, А.В. Психологические особенности проявления агрессивности у младших школьников в зависимости от стилей семейного воспитания / А.В. Лацепов, Е.В. Николаев // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 4. – С. 70-75. 

44. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Культура, 2015. – 135 с. 

45. Леус Э.В. Роль семьи в формировании девиантного поведения детей и младших школьников [Электронный ресурс] / Вторая научно-практическая Интернет конференция «Психология и семья». – Минск, 2006. – Режим доступа: http://psy-family.narod.ru/konf2.htm. – Дата доступа: 20.05.2015.

46. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2016. – 238 с.

47. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2018. – 688 с. 

48. Мартиенко О.Б. Оптимизация деятельности школьного психолога по коррекции эмоциональных нарушений младших школьников: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13. – Москва, 2015. – 180 c. 

49. Мельников В.М. Агрессивность в контексте психологической науки / В.М. Мельников // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 184–187.

50. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – М.: НПО «МОДЭК», 2015. – 201 с. 

51. Налчаджян А.А. Агрессивность человека / А.А. Налчаджян. – СПб.: Питер, 2017. – 736 с. 

52. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Академия, 2015. – 304 с. 

53. Нечепоренко О.П. Взаимосвязь стиля воспитания в семье и атрибутивного стиля младшего школьника / О.П. Нечепоренко, Ю.В. Сенакова // Вестник Омского университета. – 2011. – № 2. – Психология. – С. 51–57. 

54. Нурмухаметова И.Ф. Понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений / С.И. Галяутдинова, И.Ф. Нурмухаметова // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т.15, № 4. –С. 1326–1329.

55. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2016 – 301 с. 

56. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 2017. – 277 с. 

57. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. – СПб.: Питер, 2016. – 327 с. 

58. Платонова Н.М. Агрессия у детей и младших школьников: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2014. – 336 с. – (Психологический практикум). 

59. Тименцева И.М. Особенности аффективной сферы младших школьников при разных типах детско-взрослых отношений (на материале исследования страхов): дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – Москва, 2012. – 170 c.

60. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г Эйдемиллер., В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с. 

Тем более что для некоторых детей участие в драках является сложившейся линией поведения в некоторых социальных группах. Иными словами у детей младшего школьного возраста в силу сложности и противоречивости их особенностей, внутренних и внешних факторов их развития могут возникать ситуации, нарушающие естественный ход развития личности, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивного поведения. [28]
Еще одной частой причиной агрессивного поведения детей младшего школьного возраста является педагогическая запущенность. Проявляется в нарушении поведения и в школьной недисциплинированности. Причины педагогической запущенности:
- задержка в развитии познавательной сферы;
- недостаток в развитии эмоционально-волевой сферы;
- нарушения в мотивационно-личностной сфере. Основные причины школьной неуспеваемости: неустойчивость психики, отсутствие воли, низкая стрессоустойчивость;