Каналы чувственного восприятия музейного пространства в условиях инклюзии

В данной курсовой работе проанализирована сущность чувственного восприятия в контексте музейной коммуникации. Обозначены основные особенности восприятия музейной экспозиции людьми с инвалидностью.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.09.2022
Объем файла
93 Кб
Количество страниц
0
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
440 руб.
550 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. Социальные трансформации второй половины XX – начала XXI выявили взаимозависимость и взаимовлияние между обществом и музеем. В последние три десятилетия специалистами в области музеологии активно предпринимается попытка ответить на вопросы содержания дефиниции современного музея, его миссии и функций по отношению к изменяющемуся обществу. Потребность в формировании новых идей, взглядов и подходов к пониманию феномена музея в ситуации стремительных общественных изменений и преобразований продиктована как на общемировом уровне, так и отдельного государства. В общемировом масштабе отводится роль изучению процессов становления общества нового типа, глобализации и др. Произошедшие в 1990-е годы сдвиги в жизни российского общества на политическом и экономическом уровне, оказали существенное влияние на остальные сферы. Катализатором для новых социально ориентированных практик и экспериментов стало принятие ряда международных и государственных документов, кот

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Инклюзия: расширение границ музейной коммуникации 6

1.1 Процесс коммуникации в музейном пространстве 6

1.2 Феноменология музейной инклюзии 13

Глава 2. Технологии организации инклюзивного музейного пространства 18

2.1 Особенности восприятия музейной экспозиции людьми с инвалидностью 18

2.2 Опыт отечественных музеев в создании инклюзивных экспозиций и выставок 26

Заключение 37

Список использованной литературы 39

Список использованной литературы

1. Акоева Н.Б. Музей как пространство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Б. Акоева, Н. Г. Денисов // Культурное наследие России. – 2017. – № 2 (17). – С. 64–68.

2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1961. – 454 с.

3. Ашаева С.В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями / С.В. Ашаева // Омский научный вестник. – 2010. – № 4(89). – С. 219–222.

4. Булгакова В. В. Взаимодействие с лицами с ограниченными возможностями здоровья в российских и зарубежных музеях в конце XIX – начале XX века / В. В. Булгакова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 34. – С. 158–168.

5. Булгакова В. В. Теоретические и методологические аспекты социокультурной интеграции инвалидов в музейной среде / В. В. Булгакова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 30. – С. 96–106.

6. Веселицкий О.В. Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций / О.В. Веселицкий // Вопросы музеологии. – 2010. – №1. – С. 121–125

7. Вревская Н.А. Доступность музеев Москвы для слепых и слабовидящих людей / Н.А. Вревская // Вопросы музеологии. – 2017. – № 2(16). – С. 44–58.

8. Гнедовский М.Б. Роль сценария в экспозиционной работе музеев / М.Б. Гнедовский // Актуальные проблемы советского музееведения. – М., 1987. – С. 75–86. (Сб. науч. тр. / ЦМР)

9. Донина И.Н. Универсальный дизайн в социокультурной адаптации «особых» посетителей музейными средствами / И. Н Донина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2014. – № 166. – С. 133–143.

10. Евмененко Е.В., Трущелева А.В. Психология лиц с нарушениями зрения: учебно-метод. пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 220 с.

Имея в виду то, что инклюзия подразумевает работу с разнообразными категориями людей, в данной работе мы ограничимся исследованием в отношении людей, имеющих инвалидность. Это обосновывается тем, что какие-то каналы чувственного восприятия при той или иной форме инвалидности могут быть ограничены или вовсе недоступны.
Звук не только передает глубину визуальной информации, но и сообщает нам о предметах и событиях, выпадающих из нашего поля зрения. Звуковая расцветка мира добавляет нашему перцептивному опыту дополнительное измерение, которое не способны уловить остальные четыре органа чувств. Хотя избыток притягивающих внимание визуальных стимулов вокруг нас часто мешает понять, как важен звук, мы остро осознаем его значимость при возникновении слуховой иллюзии или в ситуации, когда зрение оказывается бесполезным. Возможно, лучше всего мир звуков объясняют нам те, кто навсегда утратил зрение. Окр