Традиционные особенности проведения обрядов связанных с рождением и ростом ребенка
ВВЕДЕНИЕ
Семейные обычаи и обряды — неотъемлемая часть культуры и быта этноса. В них отражается образ жизни, общественный строй, история культуры, традиционное мировоззрение; заложен психологический, социальный и нравственный смысл. Обычаи и обряды регулировали поведение человека на протяжении всей его жизни, люди верили, что здоровье и благополучие всего общества зависит от того, насколько правильно они соблюдаются.
Народные обряды, связанные с рождением и ростом ребенка, всегда занимали значительное место в обрядово-ритуальной жизни алтайского народа. Алтайская обрядовая культура и фольклор донесли до нас сведения о том, что в древности у алтайского народа существовали различные обряды и микрообряды, имеющие отношение к рождению человека.
Актуальность темы обусловлена тем, что алтайские обряды рождения и роста ребенка, обряд наречения имени сохранились частично из-за утери знаний молодым поколением семейных обрядов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ПРАЗДНИКИ АЛТАЙЦЕВ………………………………………………………….....……... 5
1.1. Обряды, связанные с рождением и ростом ребенка у алтайцев…..…... 5
1.2. Порядок проведения обряда «Койу кочо»....…………………………… 10
ГЛАВА 2. ОБЫЧАИ И ОБРЯД ПЕРЕХОДА РЕБЕНКА В НОВУЮ СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНУЮ ГРУППУ…………………………………..
2.1. Накосные украшения и прически как элемент посвящения
2.2. Табышкак ойын как обряд перехода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...……………………………... 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....……………………... 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612 –1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации «от 29.12.2012. №:273 – Ф3 (действ.ред.2016.)
3. Закон Республики Алтай «О культуре в Республике Алтай» от 25 июня 2014 года N 53 –РЗ (в редакции Закона Республики Алтай от 07.07.2015 N 39 –РЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.07.2015).
4. Закон Республики Алтай «Об образовании в Республике Алтай»: от 15.11.2013 N 59 –РЗ (в редакции Законов Республики Алтай от 30.10.2014 N 62 –РЗ, от 08.06.2015 N 27 –РЗ) (в ред. Закона Республики Алтай от 30.10.2014 N 62 –РЗ).
5. ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» // «Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ: учеб, пособие для студентов очной и заочной форм обучения» 2016 г.
6. ГОСТ 7.32. – 2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу «Отчет о научно-исследовательской работе».
7. ГОСТ 7.1. - 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» // «Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ: учеб, пособие для студентов очной и заочной форм обучения» 2016г.
8. ГОСТ 7.82. - 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».
9. «Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ: учеб, пособие для студентов очной и заочной форм обучения» 2021г.
10. Басаева, К.Д. Традиционные обычаи и обряды западных бурят, связанные с рождением и первыми годами жизни ребёнка / К.Д. Басаев.- Улан-Удэ, 1974г.
11. Вербицкий, В.И. Алтайские инородцы/ В.И. Вербицкий. - М., 1993г.
12. Дыренкова, Н.П. Умай в культе турецких племён/ Н.П. Дыренкова.- Баку, 1928г.
13. Ефимова, А. Телеутская свадьба/ А. Ефимова - Л., 1926г.
14. Каруновская, Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребёнком/ Л.Э. Каруновская. - Л., 1927г.
15. Костров, И. Женщина у инородцев Томской губернии/ И. Костров - 1875-1876гг.
16. Потапов, Л.И. Очерки народного быта тувинцев / Л.И. Потапов - М., 1969г.
17. Суразакова, С.С. Арх. Инситута Алтаистики им/ С.С Суразакова - ФМ
18. Суразаков, С.С. Алтай фольклор. Горно-Алтайск/ С.С. Суразаков - 1975.
19. Тадина, И.А. Алтайская свадебная обрядность ХIХ-ХХ в. г.Горно- Алтайск/ Ю. Тадина - 1995г.
20. Тощакова, Е.М. Алтайская женщина в дореволюционном прошлом». Еорно-Алтайск/ Е.М. Тощакова - 1958г.
21. Чевалков, М.В. Памятное завещание г. Томск/ М.В. Чевалков - 1894г.
22. Чочкина, М.П. Алтайский детский фольклор. Горно-Алтайск/ М.П. Чочкина - 2003г.
23. Шатинова, Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск/ Н.И. Шатинова - 1981г.
24. Швецов, С.П. Обычно-правовые отношения алтайцев (калмык) и киргизов. Брачные и семейные отношения. Омск/ С.П Швецов - 1898г.
25. Рождение через смерть сайт ютуб Звезда Алтая/ URL: httрs://www.yоutubе.соm/ открытый доступ дата обращения 10.03.2021г.
26. Адын кем , экем?:Горно Алтайск,2018 г.
27. Имянаречение – первичная социализация ребенка в алтайской культуре сайт ютуб/URL: httрs://www.yоutubе.соm/ открытый доступ дата обращения 10.03.2021г.
28. Укачина, К.Е. Алтай той / К.Е. Укачин. – Горно- Алтайск, 2012 г.
29.Монгуш, М.Б. Ламаизм в семейной жизни тувинцев/ М.Б.Монгуш / Культура тувинцев: Традиция и современность. –Кызыл, 1998.
30. Дьяконова, В.П..Алтайцы / В.П.Дьяконова.-Горно-Алтайск,2001 г.
31. Кандаракова, Е.П.Материальная культура и свадебные обряды/Е.П.Кандаракова -Горно-Алтайск,2012 г.
32. Быдышева, М.Алтай той,белкенчек/М.Б.-Горно-Алтайск,2010 г.
33. Тюркские народы Сибири/ ответственный редактор Д.А.Функ,Н.А.Томилов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН-М.: Наука, 2006 г.
34. Алтай калыктын кожондоры. – Горно –Алтайск: научно – исследовательский институт им С.С. Суразаков, 2010 г.
35. Укачина, К.Е. алтай албатынын оос творчествозы /К.Е.Укачина, Е.Е.Ямаева.- Горно-Алтайск,1993 г.
36. Баланын байы: Статьялардын дуунтызы/ред.Туденева Т.Н.-г.Горно- Алтайск: АУ РА Редакция газеты «Алтайдын Чолмоны», - 2015г.
37. Санин Савелий Васильевич 1906г.р. – 1995 г.с.
Например, в поездке отец говорит сыну: "Сделай короче путь", "удлини короткий путь", "от гривы коня зажги огонь", "вскипяти чай, держа на руке". Как правило, сын не понимает, а мудрая невестка объясняет, что это значит: укоротить длинный путь разговором; медленнее ехать; от огнива закурить трубку и подать отцу; на палке на весу вскипятить чай. Мотив испытания отгадывания загадок- широко применяется и в кыргызских сказках, например, в сказке "Мудрый мальчик" (Джантошев К., 1992, 24-25), где мудрый мальчик испытывает визирей хана загадками. Загадка в древности имела исключительное значение в обрядах. Затем по мере утраты сакральных, мифоритуальных функций, загадку начали использовать для развлечения на праздниках, на молодежных вечерах, когда песней-загадкой передавались симпатии юноши или девушки, или в состязании на сообразительность проверялась мудрость, смекалка партнера. С течением времени игра в загадку приобрела устойчивый характер и была усвоена детьми.