Деятельность творческого объединения «Бисеринка» по сохранению и популяризации декоративно-прикладного искусства

Цель курсовой работы – рассмотреть ресурс декоративно-прикладного искусства как технологии передачи опыта через деятельность творческих объединений
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.08.2022
Объем файла
367 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы. Одним из важных элементов культуры коренных народов Таймыра является декоративно-прикладное искусство. В народном искусстве коренных народов существует немало серьезных проблем, связанных с сохранением и развитием местных художественных традиций. Вызывают большую тревогу судьба многих древних уникальных занятий, что прежде связано с изменением традиционного образа жизни. Из современного быта исчезают многие предметы, имеющие художественную ценность. Следовательно, вопросы изучения и сохранения богатого самобытного наследия художественного творчества коренных народов Таймыра сегодня приобретают особую актуальность.
Высоким мастерством отличались изделия вышивкой оленьим ворсом, по ровдуге, окрашенной охрой или графитом, отваром ольховой коры. Праздничные и будничные одежда расшивалась бисером или аппликацией из полосок цветной ткани, ажурной вышивкой сухожильными нитками на оленьей упряжи. Для дальнейшего сохранения и развития декоративно-прикладного искусства, этнических черт и характерных особенностей национального в материальной и духовной культуре у ненцев, проживающих в сельском поселении Караул, является жизненно важным. На данный момент нужна переоценка культурного наследия народов Таймыра для того чтобы развивать в новых условиях то ценное, что в нем осталось и сохранилось, в том числе и декоративно-прикладное искусство. 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….......3

Глава I. Проблемы декоративно-прикладного искусства: традиции, опыт и подготовки кадров……….. …….……………………………………………....6 

1.1. Декоративно-прикладное искусство как основа национальной культуры…………….……………………………………………………..……... 6

1.2. Творческие объединения: гуманитарные технологии приобщения детей к традиционной национальной культуре……..…………..…….….……18

Глава II. Клубы в сельской местности: реальность и перспективы ….....26

2.1. Деятельность творческого объединения «Бисеринка» по сохранению и популяризации декоративно-прикладного искусства…………………..…...26

2.2. Национальная кукла как средство приобщения детей к традиционной культуре…………………………………………………..…………..……..…....31

Заключение……………………………………………..……………….…..........38

Список использованной литературы…………………….………………..…....41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. М.: Аст-Пресс, 2009-125с.
2. Ахмедова С. А. Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре родного края / С. А. Ахмедова, М. В. Стародубцова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3583/ (дата обращения: 09.02.2021).
3. Божедонова А.П. Подготовка родителей к этнокультурному воспитанию детей в семье (на материале Республики Саха (Якутия) [Текст] / А.П. Божедонова // Современные гуманитарные исследования. — М.: Изд-во ?Спутник плюс?,2005.
4. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.Н. Бережнова, И. Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: Издательский центр ?Академия?, 2007. - 240 с.
5. Божко Л.Н. Бисер. Уроки мастерства. М.: ОЛМА Медиа, 2011.
6. Бакеркина О.А. Размышления о национальной гордости // Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета : В 2т. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2008. – Т.2
7. Богордаева А,А, Традиционный костюм обских угров. – Новосибирск: Наука, 2006.
8. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст] /Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр ?Академия?, 1999.
9. Виноградова Е. Г. Картины и панно из бисера. М.: Сова, 2009.
Васильева Я.Т. / Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации в условиях модернизации общества: Материалы научно-практическая конференция, посвященная Международному десятилетию коренных народов мира (Якутск,15 декабря) – Новосибирск, СП Наука РАН, 2004. - 296с.
12. Волжанина Е.А. Этнодемографические процессы в среде ненцев Ямала в XX- начале XXI века. Новосибирск: Наука, 2010.
13. Ельцова О. М., Круглова Н. А. ?Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре? // Справочник ст

Изучая традиционные занятия ненецких девочек, акцентировала внимание на кукле нгухуко название из научной литературы,  а старожилы ненцы называют её ну’ку, или ну’хуку, а ещё её называют северной берегиней. Не только девочки играли в куклы, но и мальчики. Ненецкая кукла  нгухуко изготавливалась  из верхней части головы и клюва  водоплавающей птицы гуся-белолобика, гуся-гуменника, гуся –пискульчика и уток. Туловище представляет собой кусочек сукна украшенными вертикальными разноцветными полосками, но а руки и ноги отсутствуют. Пол куклы определяется по одежде, но и по размеру клюва, а также по наличию кос и украшений. У куклы женщины косы представляют собой приклеенные к надклювью с обратной стороны две полоски сукна, и нашиваются ниточки из бисера, они продетые через носовые отверстия. В основном нухуко шились в комплекте дедушка и бабушка или отец и мать, или ребёнок в люльке. На лице кукол запрещается изображать глаза, особенно из бисера, чтобы в нее не вселился злой дух. Наряжают куклу с особым старанием, так как  по ней будут судить о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки  .