Мотивы странствия и дома в творчестве А.С. Грибоедова и К.Н. Батюшкова

В данной ВКР раскрыт литературоведческий смысл понятий «мотив», «дом», «странствия». Проанализированы мотивы странствия и дома в творчестве А.С. Грибоедова и К.Н. Батюшкова.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.09.2022
Объем файла
120 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Литература каждого народа оснащена рядом традиционных образов и устойчивых мотивов, в которых отражаются особенности менталитета, в связи с чем, данная литература именуется «национальной».
Архетипы лежат в основе всех литературных произведений, образы странников, архетипы дома и дороги известны в мировой литературе с древности. Нам известны со времен древнегреческой литературы, такие виды географической литературы, как «периплы», в которых описывались морские путешествия и «периегезы», произведения, повествующие о сухопутных объездах. В современном литературоведении отсутствует единое и общепринятое мнение относительно границ и признаков путешествия, как отдельного жанра в литературе.
В русской литературе XIX-XX века особое место в творчестве писателей занимают мотивы странствия и дома. Эти мотивы формируются в ситуации взаимодействия отечественной русской культуры и западноевропейской культуре, в эпоху после окончания правления императора Петра I встаёт вопрос сохранен

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретический аспект мотивов дома и странствий в период романтизма

1.1 Эпоха романтизма в литературе: понятие, истоки, традиции

1.2. Трактовка понятий «мотив», «дом», «странствия» в литературоведении

1.3. Роль странника и дорожных мотивов в романтическом сознании

Глава II. Мотив дома-странствий в творчестве А.С. Грибоедова и К.Н. Батюшкова

Параграф 1.1. Тема дома и странствий в произведениях А.С. Грибоедова

Параграф 1.2. Тема странствия души и обретения дома в стихотворениях К.Н. Батюшкова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:
Батюшков, К. Н. Опыты в стихах и прозе / К.Н. Батюшков. – М.: Наука, 1977. – 619 с.
Батюшков, К. Н. Сочинения: В 2 т. / К.Н. Батюшков. – М., 1989. – 2 т.
Батюшков, К. Н. Стихотворения / К.Н. Батюшков. – Л., 1936. – 303 с.
Грибоедов, А.С. Полн. собр. соч.: В 3 т. / А.С. Грибоедов. – СПб.: Нотабене, 1995–1999. – 3 т.
Грибоедов, А.С. Полн. собр. соч.: В 3 т. / А.С. Грибоедов. – СПб.: Изд. разряда изящной словесности Имп. Академии Наук, 1911–1917. – 3 т.
Сочинения К. Н. Батюшкова, изданные П. Н. Батюшковым / Вступ. ст. Л.Н. Майкова; коммент. Л.Н. Майкова, В.И. Саитова. – СПб., 1885–1887. –3 т.
Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. Пособие / Б.В. Томашеский. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 318 с.
Исследования:
Александров, И.А. Возвращение как элегический элемент в поэзии К.
Батюшкова и О. Мандельштама / И.А. Александров // Новый филологический вестник. – 2019. – №1. – С. 96-106.
Асмус, В.Ф. «Горе от ума» как эстетическая проблема / В.Ф. Асмус. – М.: Изд-во АН СССР, 1946. – Вып. 47–48. – С. 189–215.
Бердяев, Н. Судьба России / Н. Бердяев // Опыты психологии войны и национальности. – М., 1990. – С.60-69.
Березкин, Ю.Е. Африка, миграции, мифология. Ареалы распространения фольклорных мотивов в исторической перспективе / Ю. Е. Березкин. – С-П: Наука, 2013. – 318 с.
Берковский, Н.Я. «Романтизм в Германии»/ Н.Я. Берковский. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 510 с.
Вацуро, В. Э. Последняя элегия Батюшкова / В. Э. Вацуро //Русская речь. –1993. –№2. – С. 8-22.
Веселовский, А.Н. историческая поэтика / А.Н. Веселовский. – М.: Высшая школа, 1989. – 404 с.
Гоголь, Н. В. Мёртвые души / Н. В. Гоголь. – М.: Правда, 1984. – 247 с.
Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики / Г. А. Гуковский. – М., 1965. – 356 с.
Гуляев, Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе 17-19 вв / Н.А. Гуляев. – М., 1983. – 144 с.
Гуревич, А.М. Романтизм в русской

Русский человек - «странник, постоянно готовый вывести за скобки сложившийся социально организованный порядок. Этому странничеству благоприятствует русский простор, в котором с легкостью растворяются застывшие культурные и социальные формы» [59].
Странствие имеет огромное количество ассоциативных связей. Основные из них соотносятся с особенным типом героя – «героем пути» (Ю. Лотман). Источником движения является тяга русского человека к широким полям, открытому пространству, к бескрайним просторам, которая сопровождается внутренним беспокойством.
Важно отметить, что странствие героя – это не бесцельное хождение, а целенаправленное передвижение. При этом цель и причины могут быть разными: это может быть испытание для героя, поиск чего-либо, путешествие-служение, развлечение и т.д.
Мотив странствий, дороги имеет важное значение в фольклоре: мы находим его и в песнях, и в сказках, и в былинах, и в